Fostex th 900 кабель

Fostex TH900 mkII и TH 909 — Твои вишневые девятки. Обзор и сравнение.

Закрыть Показать Категории

Команда Era in Ear

Эксперт по Hi-Fi и High-End направлению

Fostex TH900 mkII и TH 909 — Твои вишневые девятки. Обзор и сравнение.

  • УПАКОВКА И КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ FOSTEX TH900MKII И TH909
  • ДИЗАЙН FOSTEX TH900MKII И TH909
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ
  • ЗВУК FOSTEX TH900 MK2 И TH909
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

“Восток — дело тонкое”. Пусть в этой цитате речь шла не про Японию и не про аудио, не важно. Важно, что сегодня мы будем говорить о наушниках даже не из Поднебесной. А из самой Страны Восходящего Солнца. А уж это восточнее некуда. Япония — это вообще священный Грааль аудиофила. Можно не любить звук наушников Sony или усилителей Yamaha. Но только при одном упоминании Японии у аудиофила со стажем что-то нет-нет да екнет. Не то сработает стереотип. Не то советское прошлое возьмет свое. Когда за HiFi люди шли в том числе фарцовать. Рискуя при этом получить статью 154 УК УССР. А это от 2 до 7 с конфискацией. Вот это особенно обостряло чувства от эксплуатации столь вожделенной деки. Но вернемся в наши дни. Когда в доступе есть все, что душе угодно и даже больше. Именно так можно описать наш сегодняшний тандем героев — Fostex TH900mkII и Fostex TH909. Все и даже больше.

Обычно, при упоминании японского HiFi первыми на ум приходят Sony, Denon, Yamaha. Следом — Audio-Technica, Onkyo, Teac, JVC, Marantz, Rotel etc. А Fostex вспоминают не сразу. Непосредственно Fostex не сто лет, как отметившей недавно свой 110-летний юбилей Denon. Но компания входит в состав Foster Electric Co, которой уже идет 73-й год. Сама же Fostex была основана в 1973 году. Такая непопулярность у широких масс объясняется легко. Во-первых, Fostex изрядно акцентировали внимание на записывающих устройствах и профессиональном сегменте. Во-вторых, компания промышляет OEM-производством, выпуская множество продуктов под другими марками. А что, жить то нужно.

Зато в том, что касается звукозаписи и профессионального мониторинга Fostex могут дать фору многим. Так, в 1978 Fostex выпустили мониторы Fostex 6301B, современная модель 6301NX. Они стали одними из самых продаваемых компактных мониторов ближнего поля в истории. А про средства записи вообще и говорить не стоит. Первый 8-дорожечный катушечный магнитофон выпустила именно Fostex — это была модель A-8. Компания в целом очень преуспели в мульт-дорожечном рекординге. В том числе и портативном сегменте, ориентированном на гастролирующих музыкантов. Но Мона Лизой для Fostex на этом поприще стала модель G-24S. Несложно догадаться, что это 24-дорожечный аппарат. Дававший по-настоящему студийное качество записи и оснащенный пультом ДУ, а также SMPTE/MIDI-синхронизатором.

Становится ясно, что компания более чем заслуживающая внимания нас, не обремененных тяготами звукозаписи аудиофилов. Тем более, что их линейка изодинамических наушников Fostex TRP довольно популярна. Причем, как у профессионалов, так и у аудиофилов. Более того, она, линейка, облюбована мододелами и DIY-разработчиками.

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ FOSTEX TH900MKII И TH909

Наушники поставляются надежно и одновременно красочно упакованными. Внутри транспортировочной упаковки находится очень стильная основная упаковка. У обеих моделей она черная, матовая, с предельно качественной полиграфией. У TH900mkII с обеих сторон изображены сами наушники. В чуть приглушенной манере с акцентом на фактуре чашек. О них мы еще поговорим. Упаковка видом и буквально говорит, что перед нами референсные премиальные наушники. Ни много, ни мало. Упаковка TH909 обладает оформительским отличием. На ее обратной стороне вместо наушников просто выведены тонким шрифтом “909”. Минимализм и стиль.

Сами коробки имеют такой размер, что начинаешь, только глядя на них, додумывать комплект поставки. Ведь в нее можно уместить сразу двое полноразмерных наушников! Но нет, открыв коробку, мы видим основной жесткий короб и дополнительный.

Наушники покоятся в основном коробе с золотым тиснением на нем, гласящим названием модели. Кроме них, там находятся комплектный кабель и мешок для транспортировки. Сделан он из материала, очень напоминающего протеиновую кожу, из которой сделаны амбушюры и оголовье. Все это возлежит на уютном ложе из поролона.

Во второй коробке находится достаточно редкий даже для топ-сегмента аксессуар — стойка для наушников. На моей памяти, стойка была в комплекте только у Focal. Только не наушников, а комбайна Arche. А также у другого комбайна — замечательного гибридного Flux Lab Iriy tube. Стойка проста и по-японски лаконична. Но с задачей удобного и эстетичного размещения наушников на столе или тумбе справляется на “ура”.

Стоит отметить, что Fostex TH900mkII имеют в комплекте очень красочный буклет. Он запечатлел весь этап изготовления наушников. Когда наушники выглядят настолько впечатляюще, как TH900mkII, такая штукенция просто необходима.

КАБЕЛЬ FOSTEX TH900MKII И TH909

Кабель в комплекте медный, чистоты 7N. Отмечу, что довольно редко столь высококлассный кабель встретишь в комплекте поставки. С учетом его толщины и длины 3 метра. Калибр Fostex не уточняет, но он довольно толстый, даже с оглядкой на его тканевую оплетку. Кабель не слишком тяжелый, гибкий. Для подключения к чашам используются 2-пиновые коннекторы такие же как и у Sennheiser HD660 \ 650 \ 600 и FitEar. Добавлю, что для внутренней проводки используется такой же медный проводник чистоты 7N.

ДИЗАЙН FOSTEX TH900MKII И TH909

Если что-то работает, то не трогай это. Пора уже сделать футболку с таким принтом. Так и поступили Fostex. Не в смысле напечатали этот девиз на футболку. А в смысле сохранили дизайн оригинальных TH900, а для модели TH909 сохранили концепцию закрытой модели.

И это здорово. Эти вишневые чаши и платиновый (буквально!) логотип Fostex узнаваемы не меньше “пятака” Focal. Или фирменных решеток Audeze. Наушники обладают “своим” лицом и яркими чертами.

ЧАШКИ

Итак, чашки. Чашки — это главный элемент дизайна топов от Fostex и гордість народного господарства. Их внешняя фишка в целом. Они вытачиваются из японской вишневой березы, хотя визуально распознать в них дерево довольно непросто. Если вообще возможно. Вишневая японская береза? Нет, это не береза, плодоносящая косточковыми. Это разновидность берез, произрастающая в том числе в российском черноземье и Северной Америке. Но особенно ценятся те вишневые березы, которые растут в Японии, Корее и Китае. В первую очередь из-за эфирного масла, используемого для парфюмерии. А также красноватого оттенка древесины, который у азиатской породы выражен более сильно, нежели у прочих. Эта порода — излюбленная у мебельщиков. Потому что является лучшим заменителем красного дерева. Визуально они едва ли отличимы. Только красное дерево имеет большую плотность.

Но главная фишка тут не в березе и не в форме чашки. Они, к слову, идеально круглые и довольно компактные. Наушники в целом не производят впечатление огромных. Как, например, Meze Empyrean. С ними нужно учитывать резко возросшие габариты головы. Иначе вы будете задевать предметы, людей и низко летающих птиц. С Fostex все иначе — они легкие, всего-то 390 грамм и неожиданно маленькие. По размерам — чуть больше накладных наушников. Однако, чаша все равно легко охватывает ухо без контакта с раковиной.

Таки вернемся к фишке. Есть короткое видео со всеми этапами производства чашек. Оно объясняет такую фактуру и, главное, цвет. После тщательной подгонки чашек их обрабатывают стабилизирующими пропитками и грунтуют. Далее создается эта загадочная фактура. Она наносится путем покрытия чашек серебряной фольгой. Поталь — есть такое определение имитации покрытия драгметаллом. Именно при помощи этой техники мелкой крошкой серебряной фольги покрывается вся чашка без остатка. А после уже шлифуется до достижения гладкой поверхности.

После этого наступает кульминационный момент. А именно покрытия лаком уруши. Уруши? А причем здесь Наруто. Уруши — это не персонаж аниме, а вид лака, который добывается из лакового дерева. Это лаковое дерево растет только в Японии, Китае и Корее. При надрезе его коры оно выделяет густой коричневый ядовитый сок. Сок под воздействием кислорода полимеризуется и превращается в растворимую в спирте смолу. После растворения и очистки получается тот самый “черный японский лак”.

Fostex работает с компанией Sakamoto Urushi, производящей этот лак уже более века. Специально для компании они производят лак цвета бордо. Хотя я бы назвал его вишневым. Знаете, как выглядит натуральный вишневый сок? Даже не натуральный, нет, а домашний. Причем, не полученный из соковарки, а произведенный простым отжимом, процеженный до начала брожения. Невероятно сладкий, живой и буквально липкий. И цвет. Вишнево-рубиновый. Вот примерно такого он цвета. Это я вам как владелец маленького виноградника говорю. И эти вишневые “девятки” определенно могут свести вас с ума. А как аллергик — что сок лакового дерева содержит токсин урушиол, вызывающее аллергическую реакцию. Но можете не переживать, с вашим покорной слугой все в порядке. И даже супрастин не понадобился.

Но и это еще не все! После покрытия лаком творцы (и не как иначе!) снова прибегают к потали. Только на этот раз — для нанесения логотипа Fostex на лакированные чаши. И тут уже применяется не серебряная фольга, а платиновая. В результате на чашках прописывается узнаваемым шрифтом логотип компании. И чашки приобретают свой неповторимый вид. При в общем довольно простом и минималистичном дизайне чашки — очень явный и эффектный акцент. Особенно зная весь производственный цикл и применяемые материалы. Воистину японский продукт. Эти чашки, процесс их создания, лучшим образом иллюстрирует японский дух и менталитет. Дотошность, приверженность традициям и отсутствие склонности к компромиссам.

Разумеется, открытая модель имеет свой нюанс — а именно металлические решетки, занимающие большую часть поверхности чашек. В “народе” был распространен DIY-мод оригинальных TH900 по превращению наушников в открытые. Производитель выпуском TH909 решил взять процесс под контроль. И обеспечить более точное и соответствующее открытому дизайну звучание. Это потребовало не только разработки красивого дизайна для решетки, но и ре-тюнинг драйвера. Решетка, к слову, тут не просто для декора и защиты. Она двойная и имеет специальную форму для рассеивания точек резонанса. Наверняка вы видели демпфирующие “лабиринты” акустики KEF. Идеальную геометрию ищут не только дотошные японцы.

КОНСТРУКТИВ

Конструкция наушников, как я говорил, довольно минималистична. В том числе и за счет этого достигается столь незначительный итоговый вес. Каркас выполнен из металла. В том числе кольца вокруг чаш, к которым крепятся шарниры, соединяющие чаши с оголовьем. Чаши вращаются в вертикальной и горизонтальной плоскостях, однако, их движение ограничено. Но его вполне достаточно для комфортной посадки наушников. Разве что ваша голова сошла прямиком с полотен Сальвадора Дали. И датская акустика тут не при чем.

Амбушюры выполнены из протеиновой кожи. Это не очередной по-модному названный кожзам. Это заменитель натуральной кожи, который делается из мембраны яичной скорлупы. То есть пленки, состоящей из животных белков, которая покрывает обратную сторону скорлупы. Амбушюры довольно крупные, чуть скошенные, для обеспечения удобства и плотного прилегания. Они чрезвычайно комфортны и не заставляют уши потеть. Разве что от тех звуковых откровений, который преподнесут вам обе версии “девяток”. А они могут, да.

У TH909 амбушюры имеют одно отличие. Внутри них применена специальная низкоэластичная подушка. Она призвана улучшить плотность прилегания и, как следствие, качество звука. У TH900mk2 амбушюры заметно более мягкие. Можно допустить, что именно такое решение наиболее актуально для открытой модели. Кстати, у обеих моделей амбушюры сменные. В качестве защиты и “фильтра” внутри чашек используется специальный акустически прозрачный фетр.

Оголовье обтянуто аналогичной протеиновой кожей. Оно достаточно мягкое. Хотя это достигается скорее за счет пружинящего каркаса и подкладки, чем благодаря толстому слою “подушки”. Мои вечерние сессии длиною в 4-5 часов обе модели Fostex прошли на “отлично”. Ноль усталости, комфортно в плане температур и потрясающий звук в остатке. Такая себе дистилляция чистого наслаждения.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ

Наушники, вопреки моим ожиданиям, имеют довольно сносную требовательность к мощности источника. Обе модели обладают абсолютно идентичным набором характеристик. Это 25 Ом импеданса, 100 дБ чувствительности(при 1кГц и 1мВт). Наушники могут похвалиться эффективным рабочим диапазоном от 5 Гц до 45 кГц. Абсолютно идентичные характеристики имели и оригинальные TH900. Таким образом, Fostex нашли для себя идеал динамической системы и развивают ее дальше.

Динамическая система также вызывает интерес. Прежде всего, производитель акцентирует два момента. Это мощная магнитная система и проприетарные мембраны Biodyna. Система построена на неодимовых магнитах с индукцией 1,5 Тесла. А 50-миллиметровая диафрагма выполнена из биоцеллюлозы. Кроме того, поверхность армирована неорганическими волокнами. Что в итоге обеспечивает повышенную жесткость, но в то же время эластичность и легкость. Относительно композитных диафрагм это дает существенные преимущества. Достигается более чем 2-кратных рост скорости распространения звуковой волны и 5-кратный рост жесткости. Это обеспечивает сверхнизкие искажения, прекрасную детализацию и широчайший динамический диапазон

ЗВУК FOSTEX TH900 MK2 И TH909

Каким бы чудесным ни был дизайн, а все-таки спрашивают за звук. И тут обе модели звучат, если не лучше, чем выглядят, то, как минимум, не хуже.

FOSTEX TH900MKII

Начнем с классики, с закрытых TH900mkII. Они радуют своим харизматичным характером. Это ни в коем случае не мониторные наушники, которым место исключительно в студии. Наушники создают масштабное, живое, массивное звучание, в котором при этом находится место буквально звенящей прозрачности. TH900mkII гармоничны и разноплановы. Они сочетают в себе два важных умения. Наушники предельно технично отыгрывать мелкие нюансы. Они великолепно передают все тонкости исполнения. Но также они способны ярко впечатывать образы в наше сознание. То есть со всеми присущими им чертами и особенностями. Наушники умело жонглируют эмоциональными разноцветными кеглями. Но с проворством не клоуна провинциального цирка, а актера основного состава Cirque du Soleil.

Я уже перестал удивляться тому, сколько пространства порой можно “откопать” в iem’ах и закрытых наушниках. Но Fostex TH900 mk2 все равно смогли удивить. Даже при лобовом сравнении с TH909, которым по паспорту положено быть масштабными и категорически панорамными. TH900mkII не уступают открытым TH909 в мастерстве передачи воображаемой сцены. Ее объема, ширины, глубины и высоты, если хотите. Наушники обладают настоящей голографичной презентацией с прекрасным позиционированием и распознаваемостью. Открытая модель же обеспечивает чуть иную передачу этого пространства при плюс-минус том же его объеме. А также иначе прорисовывает в нем основные “тела” образов.

Fostex TH900 mk2 это тембрально точные, техничные наушники, но обладающие несколько V-образной подачей. В результате они аккуратно, но явно подчеркивают эмоции. А также дозировано, но уверенно распределяют добавочную массу по всему диапазону. Толика лишней массивности и плотности на низких частотах не способна убить динамику. Но вот в верхней части спектра игры с весом и телесностью могут снизить динамику звучания. И дать на выходе густой, мутный, невыразительный звук. Тут разработчики Fostex нашли золотую середину. TH900mkII приятно массивны, но обладают нарочитой выразительностью в верхней части диапазона. Середина, хоть и чуть отведена на второй план, остается прозрачной и ясной. А подпитка ВЧ за счет грамотной реализации кривой Хармана проходит безболезненно для наших ушей.

FOSTEX TH909

TH909 чуть иные, наушники имеют свои отличительные черты. Сохраняя массивность нижних частот, они меньше акцентируют эти массу и плотность на всем остальном диапазоне. Это скорее модель с более легким, острым и воздушным звучание. При этом основное отличие состоит в паре моментов. Первый — это средние частоты. Они явно более ровные, чуть более открытые. И, соответственно, воспринимаются чуть акцентированнее. Наушники заметно серединистые с броской и яркой вокальной презентацией. Второй — это соотношение пространства и образов. Если TH900mkII склонны придавать образам в том числе и большие габариты, то TH909 — нет. Напротив, они подают материал в более изящной манере. С чуть более тонкой и острой прорисовкой деталей, особенно мелких. При этом фонограмма сильнее насыщается воздухом, их презентация еще более подчеркнуто голографична. Обилие воздуха создает чуть более натуралистичные передачу и восприятие пространства.

На средних и высоких частотах TH909 ведут себя ровно и послушно. Весь диапазон подается в более линейной манере, чем у TH900mkII. Это в некотором образе определяет ключевые отличия в архетипах звучания моделей. Закрытые Fostex за счет этой легкой V-образности воспринимаются как более мягкие и комфортные. Хотя, что характерно, они не звучат мягко в верхнем диапазоне. В то же время открытые наушники несколько чувствительнее к качеству записи. Местами могут вести себя более ярко, но в пределах дозволенного. В частности там, где есть очень насыщенные средние частоты. Но из-за этой линейности на качественных записях с живыми инструментами TH909 буквально творят магию. И TH909 без гиперболизации заставит вас уронить челюсть. На различной камерной музыке, оперных партиях и больших симфонических оркестрах. У наушников сумасшедший потенциал в этих жанрах.

В то же время TH900mkII обладают более привычной подачей. Наушники универсальнее и лучше ведут себя там, где речь идет про динамичный и драйвовый звук. С перегрузом и высокой сатурацией нот и послезвучий. Удовольствие, полученное с Fostex TH909 при прослушивании арий в исполнении Лучано Паваротти, сравнимо только с тем удовольствием, которое было получено во время прослушивания нового альбома Gojira на Fostex TH900mkII.

СЦЕНА

Сцена огромна. Даже у закрытых TH900mkII она ощущается масштабной по всем фронтам. С великолепно подчеркнутым разделение планов и эшелонированием звуковых образов. Они четкие, ясные и наслаиваются один на другой с выразительностью и контрастом. Было бы интересно сравнить их лоб-в-лоб с Focal Stellia. Наушниками, обладающими поистине гигантской сценой как для закрытых наушников. Не уверен, что выявление победителя будет легкой задачей, несмотря на заметную разницу в звуке.

Радует трехмерность презентации. Образы хорошо проработаны в вертикальной плоскости, есть ощущение монументальности звукового полотна. Мы не воспринимаем источники звука как точки в пространстве. Тут скорее речь о восприятии себя внутри пространства, трехмерного и с соответствующим позиционированием. Особенно здорово это проявилось при использовании вместо портативного плеера в качестве источника стационарного ЦАПа.

Fostex TH909 еще сильнее раздвигает стены и обеспечивает еще более размашистую панораму. Хоть разница не критична, но открытый дизайн и тюнинг драйвера делают свое дело. Наиболее сильно отличие проявляется в том моменте, который я уже поднимал в преамбуле раздела. А именно в более тонкой подаче образов и некотором акценте на обертонах относительно основного тона. В результате мы имеем чуть мельче тело образа. Его передача более тонка и изящна. Воспроизведение записи обильно насыщается “воздухом”. Иная подача, иной подход. Без очевидных победителей и проигравших. Но то, как Fostex TH909 играет академичные стили и прочие проявления высокого искусства, — дорогого стоит. Тут TH909 одни из лучших в принципе. Зато свойственная TH900mkII манера великолепно проявляет себя на роке, металле, джазе и электронике.

TH909 лучше проецируют в пространстве отдельно взятые солирующие образы или их группы. Например, вокалиста, скрипку или виолончель, но и у TH900mkII есть свой козырь. Это более плотный саунд и аналогично плотное расположение в пространстве тел образов. За счет этого достигается ладный, приятно ласкающих слух своей текучестью и добротным кроем звук. С весом, динамикой и почти джедайским балансом между микро и макродинамикой. TH909 же сильнее строят свою презентацию от микродинамики и чуть более мелкоскопической интерпретации материала. Наушники постоянно маневрируют лучом софитов, вылавливая в темном, как космос, пространстве сцены отдельные образы. Назовем это динамичностью фокусировки. TH900 mkII в этом плане более линейны и предсказуемы.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

Fostex TH900mkII и TH909 на низких частотах предельно похожи. Виден в принципе общий характер подачи и высочайший класс. Низ подается с хорошей весомостью, массивно, тепло и практически линейно. У открытых Fostex он чуть более линейный, без явных акцентов и подчеркиваний микро-участков. TH900mkII в этом плане немного больше внимания уделяют суб-басовой области, придавая ей чуть больше презенса.

НЧ транзиентны, цельны и прекрасно укладываются в характер подачи остального диапазона. На электронных жанрах обе модели демонстрируют отточенное умение передать массивность, драйв и напор. При озвучивании живых инструментов, в частности контрабаса, они проявляют свой уровень иначе. Прежде всего точностью передачи тембра, дотошностью в проработке деталей и превосходным проецированием “ландшафта”. Фактуру и “слоистость” низких частот TH900mkII и в особенности TH909 передают великолепно. Они кладут низкие частоты слой за слоем, словно кирпичную кладку. Ровно, четко и надежно.

Кроме приятной и не избыточной массивности, Fostex TH900mkII и TH909 могут похвастаться скоростью и контролем. Они неуклонно контролируют поведение низких частот от нижней середины до самых низких околопятигерцовых слоев. За счет этого достигается упругость баса, прозрачность и превосходная переходность импульса. Даже у TH900mkII с характерной для V-шки серединой нет ощущения какого-то провала или аморфности НСЧ. Напротив, наушники звучат цельно, органично. Каждый образ находится на своем месте. Мид-бас добавляет энергичности и динамики звучанию, дополняя эту линейность. Но при этом не переступает условной черты, за которой находится подчеркнуть и акцентированность. Общая теплота подачи делает звук Fostex TH900mkII и TH909 натуральным, вкусным и энергично-динамичным. Разумеется, наушники честны и точны, и даже в студии им нашлось бы применение. Но им куда более комфортно было бы находится в роли жемчужины аудиофильского хай-энд сетапа.

“Вкусный” трек с буквально пульсирующими НЧ. Электронные НЧ тут примечательны собственной характерной текстурой. Обе модели Fostex тут чудо как хороши. Им удается передать как глубину, так и увесистость диапазона. Бас в записи прекрасно контролируется и не оттеняет первую октаву Беаты Лек.

Тут интересно скорее, не как наушники воспроизводят низкие частоты, а основа контраста. TH909 в качестве “контраста” для НЧ используют область СЧ, очень насыщенную. TH900mkII оставляют больше места для бас-гитары и бочки. Они перемещают “противовес” уже заметно дальше, в область перкуссии. Такая подача воспринимается несколько массивнее, мягче и естественнее. А сами перкуссии из-за несколько более нейтральной середины — эмоциональнее и игривее. Еще один повод не говорить о диапазоне как таковом. А лишь в неразрывной связи с остальными.

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

В области середины лежит ключевое отличие между моделями. Технически — средние частоты обеих моделей показывают свою принадлежность к одной линейке. Фактически, речь идет только о смене акустического исполнения и тонкой настройке динамической системы. Но подача отличается существенно. TH900mkII подают СЧ, слегка отводя их в тыл. Но не настолько, чтобы говорить об отрешенности диапазона. Напротив, на фоне прекрасной детализации СЧ TH900mkII демонстрируют также и полнотелость. А также умение передавать эмоции, не подчеркивая их сильнее, чем того требует композиция. Тут мы имеем два разных подхода. Эмоционально нейтральные СЧ V-образных TH900mkII и линейные на СЧ-ВЧ диапазоне TH909. И оттого чуть более ярко воспринимаемые на середине.

TH909 потрясающе серединисты. Они пестрят деталями, довольно явно высветляя диапазон. При этом речь не об окрашенности и слащавости середины. Скорее о ее максимальной открытости и вокалоцентричности. Очень эффектная и броская подача средних частот некоторым образом сказывается на их универсальности. Лично у меня при одновременном пользовании TH900mkII и TH909 сложилось явное разделение по жанрам. Точнее, не строгая сепарация типа “Наушники А играют металл, но не играют классику”. А более органичная, как на мой слух, производительность на различных музыкальных стилях. Если середина изобилует воздухом, имеет четкие, ясных образы TH909 раскрываются во всей красе. Это самый настоящий хай-энд, каков он есть. Наушники предельно внимательны к деталями. Наушники буквально готовят коктейль. Яркий и пьянящий. Из превосходного отыгрыша мелких нюансов и “летучести” обертонов. Это проявляется на акустических записях, вокальных партиях и различного рода сложной академической музыке.

В более насыщенных фонограммах, где обилие звуковой информации и ее напор создает и без того крепкое музыкальное варево, эта прозрачность и акцентированная микродинамика временами перегружает слух. И речь не про дискомфорт, сколько про чрезвычайно высокую информативность наушников.

В этом плане TH900mkII больше сосредоточены на передаче тембра и тела. За счет этого на более простой или агрессивной музыке, на мой взгляд, ощущаются выигрышнее.

Вокал обе модели передают превосходно. Лишь с разницей в подходе. TH900mkII подают вокал телесно, весомо с теплотой и натуралистичностью. А Fostex TH909 звучат уже слегка подчеркнуто и почти ярко. Особенно на женском вокале. Заслушиваемый по кругу новый альбом The Pretty Reckless тому служит явным подтверждением. Вокал Тейлор Момсен подается заметно энергичнее на TH909. На TH900mkII фигура вокалистки сохраняет четкие черты и границы, но не выпячивается вперед. И будь это исполнение а капелла, вероятно, такая презентация была бы более вовлекающей и эффектной. Но с учетом характера записи и соотношений образов в ней, TH900mkII звучат на толику сбалансированнее. То, о чем я говорил. У 900-й модели более универсальный тюнинг. Однако, TH909 могут по прозрачности средних частот потягаться с самыми выдающимися представителями семейства полноразмерных наушников.

TH909 подают вокал Мег Майерс более ярко и тоньше. Сами средние частоты звучат с приоритетом атаки, довольно остро, с подчеркнутой микродинамикой. Чрезвычайно открыто и прозрачно. TH900mkII уводит нас в сторону чуть более высоких температур, интимной презентации и телесности. Оттого они воспринимаются чуть более слитно и гладко. Это несколько положительно сказывается на способности наушников прощать огрехи в записи и сведении. Скажем, магию старых записей они не зарежут на корню вскрытием всех технических ограничений 30-40-летней давности.

Это “свое поле” для TH909. Презентация наушников в подобных жанрах просто не оставляет шансов. Ни TH900mkII, ни, пожалуй, многим другим полноразмерам. Настолько впечатляет та выразительность, прозрачность и очерченность образов, что несет в своем звуке TH909. Эта изящность, изысканность, аристократичность в конце концов заметны буквально с первых секунд прослушивания. Наушники служат таким себе глютаматом натрия для центральных некрупных образов и микронюансов их звучания. Обилие воздуха и насыщение обертонами тут тоже играет важную роль в итоговой эффектности. Записи, где присутствует центральный, ведущий, образ, на TH909 звучат без преувеличения фантастически.

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

Обе модели до предела прозрачны и чисты на верхних частотах. Есть определение “японский звук”. В него зачастую закладывается понимание звука как суховатого, яркого и акцентированного на верхнем диапазоне. Отчасть звук Fostex’ов “японский”. ВЧ в разной степени акцентируются у обеих моделей. Fostex TH900mkII обладает заметно подчеркнутой областью верхних частот. Точнее, более заметно, чем у их открытого собрата. Ключевое же отличие лежит скорее не в количестве высоких тонов и их обертонов. А в том, как они соотносятся в разных моделях.

ВЧ TH900mkII обладают отличным соотношением осязаемости и прозрачности, что дают 900-е Fostex в принципе. MkII сохранили тот характер верхних частот, за который их полюбили аудиофилы во всем мире. Основной тон точен, ноты подаются с хорошим наполнением по массе и плотности. Они звучат убедительно и с подчеркнутым реализмом. Послезвучия насыщены, но они вторичны — приоритет отдается основному тону. За счет этого мы имеем чуть более массивное и убедительное звучание.

Fostex TH909 напротив — более воздушны. Они делают акцент не столько на основном тоне, сколько на его обертонах. Наушники больше внимания уделяют проработке и передачей обертонов, насыщению ими и “воздухом” пространства. В результате тут сильнее всего проявляется та свойственная наушникам утонченность, о которой я писал ранее. Они подают звуки тоньше, но изящнее. Оттого их звучание воспринимается ярче, острее и еще более прозрачно. Даже на фоне TH900mkII 909-е имеют некоторый гандикап в детализации и разрешении. Хотя тут причина кроется скорее не в техническом превосходстве. А в характере работы с верхним диапазоном. Это, опять-таки, находит свое проявление в работе с различными жанрами. TH909 буквально созданы для разного рода “высокой” музыки. Потому быдловатая природа вашего покорного слуги раз за разом отдавала предпочтение 900-м. Сыроватый блюз TH909 отыгрывали в той манере, в которой положено воспроизводить Времена года Вивальди. Или увертюру “1812 год” П.И. Чайковского.

TH909 обладают поистине великолепно слоистыми ВЧ. При этом искристости презентации добавляет чуть более пикантная, чем у TH900mkII, верхняя середина. 900-е себя ведут в этой области более сдержанно. Они оставляют все “веселье” на подъеме в более высокой области диапазона. 909-е выжимают максимум деталей и информации из всего, что лежит выше отметки в 200 Гц. Как по мне, именно TH909 ближе по звучанию к понятию “мониторного” звука. Хотя это не мешает им звучать вкусно и захватывающе. Нужно лишь подобрать источник, который не будет превращать ВЧ в циркулярную пилу. А будет обеспечивать сбалансированное и естественное воспроизведение, а также контроль.

Вот и он, великий тенориссимо. Даже я, со своими плебейскими музыкальными предпочтениями, нахожу талант Паваротти чем-то не из мира материй. Но вернемся к Fostex. Конкретно тут в центре нашего внимания не вокал, а аккомпанемент. TH909 передают самые верхние ноты более очерчено и остро, верхние частоты слоистые и “пушистые”. TH900mkII количественно имеет такое же насыщение ВЧ-диапазона. Причем, “настойчивость” его едва ли не выше. Заметное подчеркивание диапазона компенсируется менее рафинированной презентацией. Лоб-в-лоб ВЧ TH900mkII могут показаться в чем-то самую малость проще. Но напомню, что мы все еще “на поле” TH909. Там наушники буквально себя ведут, как Ливерпуль на Энфилде.

Бессмертная тема от Генри Манчини. В центре внимания тенор-саксофон и клавесин. TH909 несколько больше массы придают саксофону. Из-за чего клавесин звучит еще более воздушно, почти невесомо. Обертона инструмента протяжнее и показывают образцовую наслаиваемость. TH900mkII дает больше веса инструментам, в том числе и клавесину. Отчего он несколько теряет ту волшебную воздушность. Словно в мир, в котором он существует, добавили гравитацию. Запись все еще звучит восхитительно, но уже без патины аристократизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ну что ж, эти вишневые девятки действительно могут лишить рассудка. Обе модели по-своему выдающиеся. И бессмертная классика в лице TH900mkII, и более свежая реинкарнация TH900 в виде открытых TH909. Обе модели имеют высочайший уровень звучания. Но обеспечивают несколько разный подход к проработке пространства и передаче звуков в нем. В частности в среднем и верхнем диапазонах. Они демонстрируют общую ДНК, если хотите, но разный подход в достижении цели. А цель у них одна — повергать владельца попеременно то в шок, то в трепет.

За счет этих отличий в характере у наушников прослеживается хорошая корреляция с различными музыкальными жанрами. Утонченные аристократы TH909 буквально созданы для “высоких” стилей. А TH900mkII несколько ближе к народу. Нельзя сказать, что звучат они по-пролетарски просто и бесхитростно, нет. Но моя дежурная аудиотека нашла более гармоничный отклик именно в этой модели. Но если вы в душе эстет и ценитель всего изысканного, TH909 не оставят вас равнодушными.

Источник

Читайте также:  Высота монтажа наклонной вытяжки над газовой плитой