Фазировка вилки сетевого кабеля
Сетевое питание: фазировка.
Преамбула.
У многих любителей музыки система состоит из нескольких блоков.
Блоки соединены меж собой межблочными кабелями.
Каждый блок (чаще всего) питается от собственного силового трансформатора (трансформаторов).
Первичные обмотки трансформаторов включены в сеть.
Суть.
Таким образом, мы имеем разветвленную систему питающих и сигнальных проводников, расположенную в пространстве.
Силовые трансформаторы имеют емкости: межобмоточную и емкость на корпус (на собственное железо).
Эти емкости дают сетевую (и кратную ей) наводку на корпусы блоков. Также по сетевому питанию приходит много некореллированных с сетевой частотой помех.
Известно, что при перемене фазы (перевороте вилки) сети звук системы меняется. Связано это (если не касаться эзотерических тонкостей) с изменением сетевых наводок на корпусы и схемы блоков. Уровень этих наводок с переворотом вилки меняется, порой весьма значительно.
Это изменение нетрудно измерить.
Включаем современный цифровой вольтметр (высокое входное сопротивление его обязательно) в режиме измерения переменного напряжения, одним щупом на нуль сети (предварительно находим фазоискателем), а вторым щупом на корпус блока (варианты: землю блока, железо силового трансформатора).
При этом блок отсоединён от других блоков (только силовой кабель включен) и включен в обычный рабочий режим.
Регулятор громкости (если это усилитель) лучше поставить в нуль.
Акустику от усилителя отключать не надо.
Измерив напряжение нуль-корпус, выключаем блок, переворачиваем вилку, вновь измеряем.
Есть разница?
То положение, в котором напряжение ниже, считаем «правильным».
Так фазируем все блоки по отдельности.
Теперь, при соединении их межблочными кабелями, по земляным проводникам последних будет протекать наименьший уравнивающий ток.
Всё это верно с точки зрения электрорадиотехники.
А что со звуком?
Надо слушать.
Заключение.
Вопрос непростой, и скорее всего спорный.
Есть обоснованные мнения, что он значительно сложнее, чем изложенные сейчас простейшие действия.
Поэтому чем спорить, попробуйте накопить собственные наблюдения.
Измерив напряжение нуль-корпус, выключаем блок, переворачиваем вилку, вновь измеряем.
Есть разница?
То положение, в котором напряжение ниже, считаем «правильным».
Так фазируем все блоки по отдельности.
Теперь, при соединении их межблочными кабелями, по земляным проводникам последних будет протекать наименьший уравнивающий ток.
А что со звуком?
Надо слушать.
Спасибо. Точнее можно, в каком номере, а если есть скан или ссылка — тем более полезно почитать.
Как насчет собственного опыта. Интересует, совпадает ли фазировка «по вольтметру» с фазировкой «на слух».
Связано это (если не касаться эзотерических тонкостей) с изменением сетевых наводок на корпусы и схемы блоков. Уровень этих наводок с переворотом вилки меняется, порой весьма значительно. |
Связано это только с эзотерическими нюансами,например с направленностью проводов сети и сетевого провода.
помехи слышны по другому,а тут эффекты такие же как при смене направления проводника.
Связано это только с эзотерическими нюансами,например с направленностью проводов сети и сетевого провода.
помехи слышны по другому,а тут эффекты такие же как при смене направления проводника.
Сетевое питание: фазировка.
Преамбула.
У многих любителей музыки система состоит из нескольких блоков.
Блоки соединены меж собой межблочными кабелями.
Каждый блок (чаще всего) питается от собственного силового трансформатора (трансформаторов).
Первичные обмотки трансформаторов включены в сеть.
Суть.
Таким образом, мы имеем разветвленную систему питающих и сигнальных проводников, расположенную в пространстве.
Силовые трансформаторы имеют емкости: межобмоточную и емкость на корпус (на собственное железо).
Эти емкости дают сетевую (и кратную ей) наводку на корпусы блоков. Также по сетевому питанию приходит много некореллированных с сетевой частотой помех.
Известно, что при перемене фазы (перевороте вилки) сети звук системы меняется. Связано это (если не касаться эзотерических тонкостей) с изменением сетевых наводок на корпусы и схемы блоков. Уровень этих наводок с переворотом вилки меняется, порой весьма значительно.
Это изменение нетрудно измерить.
Включаем современный цифровой вольтметр (высокое входное сопротивление его обязательно) в режиме измерения переменного напряжения, одним щупом на нуль сети (предварительно находим фазоискателем), а вторым щупом на корпус блока (варианты: землю блока, железо силового трансформатора).
При этом блок отсоединён от других блоков (только силовой кабель включен) и включен в обычный рабочий режим.
Регулятор громкости (если это усилитель) лучше поставить в нуль.
Акустику от усилителя отключать не надо.
Измерив напряжение нуль-корпус, выключаем блок, переворачиваем вилку, вновь измеряем.
Есть разница?
То положение, в котором напряжение ниже, считаем «правильным».
Так фазируем все блоки по отдельности.
Теперь, при соединении их межблочными кабелями, по земляным проводникам последних будет протекать наименьший уравнивающий ток.
Всё это верно с точки зрения электрорадиотехники.
А что со звуком?
Надо слушать.
Заключение.
Вопрос непростой, и скорее всего спорный.
Есть обоснованные мнения, что он значительно сложнее, чем изложенные сейчас простейшие действия.
Поэтому чем спорить, попробуйте накопить собственные наблюдения.
Источник
Фазировка вилки сетевого кабеля
Любители хорошего звука, зачастую выложив немалые средства на приобретение аудио компонентов известных фирм, часто бывают разочарованны в результатах звучания своей аудиосистемы. Казалось бы, все компоненты подобранны со всей тщательностью, соединены между собой кабелями, подобранными в результате длительного и вдумчивого прослушивания, а вопреки ожиданиям система не звучит. Точнее звучит, но так, что особо слушать не хочется – скучно, утомительно, разочаровывающе. Конечно, причин тому может быть очень много: компоненты системы не очень сочетаются друг с другом, если новые – банально не хватает их прогрева в течении длительного времени перед эксплуатацией и т. д. Однако, нередко, причиной может быть неправильная фазировка сетевых кабелей питания аппаратуры при их подключении к электросети.
Среди аудиофилов и меломанов фазировка сетевых кабелей аудио систем обсуждалась и обсуждается довольно часто. Вопрос, казалось бы, прост – как правильно сориентировать вилку в розетке и как это влияет на звук? И вообще – влияет ли? Можно услышать расхожее утверждение о том, что при правильном проектировании блока питания аппаратуры или в продуктах уважаемых, авторитетных производителей это влияние не значительно и особой роли в качестве звука не играет. Не совсем так. Многие производители именно High End техники обращают внимание потребителей на то, что максимальное качество звучания из аппарата можно добиться только после правильной фазировки сетевого кабеля.
Некоторые, например, Luxman, оборудуют свою продукцию встроенными тестерами правильной фазировки. Что-то вроде изолированной контактной площадки на задней стенке аппарата. Прислоняешь к ней палец и, если фазировка правильная, загорается индикатор. Другие производители – маркируют идущие в комплекте с аппаратурой кабели и т.д.
В соответствии с электрофизическими законами при неправильной фазировке электропитания оборудования, на его корпус, оплетки экранирующих кабелей наводится напряжение переменного тока с частотой сети. При соединении компонентов системы между собой по оплеткам межблочных кабелей, в этом случае, протекают паразитные токи, которые негативно влияют на передаваемый по этим кабелям аудио сигнал. Как следствие — деградация качества звука. Как с этим бороться? Рассмотрим несколько вариантов практического решения этой проблемы. Фазируем сетевой кабель на слух.
— резкий, “ядовитый”, “пересушенный” верх;
— “вогнутая” средина, отдаленная сцена;
— аморфный, лишенный артикуляции и атаки бас.
— верх становится не таким агрессивным
— бас приобретает вес и динамику
— средина ровная
— сцена становится ближе и телеснее.
Метод основан на субъективном восприятии и имеет право на жизнь. Им пользуется достаточно много слушателей. Переворачиваем вилку в розетке, слушаем, сопоставляем, находим правильное положение. Если учесть, что все компоненты системы обвязаны между собой межблочными кабелями, изменение подключения каждого составного звена влияет на звук системы в целом. Определение фазировки вилки в розетке нужно производить для каждого аппарата. Вариантов сочетания набегает достаточно, чтобы занятие это оказалось достаточно утомительным, а результат – не очевидным. По крайней мере, за короткое время.
Самым распространенным подключением сетевого кабеля к аудио компонентам осуществляется посредством сетевого разъема типа IEC. На изображении ниже — коннектор IEC на сетевом кабеле. Если смотреть на него со стороны контактов, верхний контакт земля «G» (Ground) в верхнем положении, фаза «L» (Line) располагается справа и ноль «N» (Null) слева.
Часто именитые производители ставят метки на вилках
Для правильной фазировки сетевого шнура понадобится пробник напряжения — отвертка с неоновой лампочкой. Правильное положение вилки в розетке будет соответствовать загоранию неоновой лампочки при касании отверткой правого контакта коннектора IEC. Фазировку нужно выполнить для всех компонентов аудио системы. Все просто. Однако нужно помнить при этом, что во всяком правиле бывают исключения. Не все производители, даже именитые, всегда следуют стандартам. Примером может послужить цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) “Minerva” известной швейцарской фирмы Weiss, специализирующейся на выпуске цифровых преобразователей класса High End и профессиональном цифровом аудио оборудовании. На аудиофильских форумах неоднократно отмечалось, что при нестандартном включении сетевого кабеля этот ЦАП звучит лучше. Поэтому фазировку этим методом лучше сочетать проверкой на слух.
Неутомимый борец за чистоту звука и глава фирмы по выпуску кабелей аудиофильского качества Van Den Hul наладил выпуск компактного пробника для определения фазы — Polarity Checker.
Фазировка каждого компонента системы с помощью пробника производится после отключения всех межблочных кабелей. Каждый компонент системы подключается к электросети через переходник без контактов заземления, чтобы исключить подключение корпуса аппарата к “земле”. На изображении – пример такого сетевого переходника. Сетевой кабель подключается к контактам без заземления.
После включения аппарата, к его корпусу приставляют металлический щуп пробника, нажимают кнопку тестирования и записывают значение переменного напряжения. Правильным будет то положение вилки сетевого кабеля в розетке, когда это значение будет меньшим. После фазировки всех компонентов их соединяют межблочными кабелями и подключают к электросети уже без сетевого переходника. Подробнее c описанием работы пробника можно ознакомиться на сайте Van Den Hul.
Специальный пробник для определения фазы от Van Den Hul является ничем иным, как вольтметром переменного тока. Вместо него вполне можно использовать ламповый вольтметр или любой цифровой вольтметр с высоким входным сопротивлением для измерения переменного напряжения. Если розетки в вашем доме заземлены, необходимо также воспользоваться сетевыми переходниками как в предыдущем примере. Порядок фазировки также аналогичен. Отличие состоит только в том, что один конец щупа вольтметра вы приставляете к корпусу аудио компонента, а второй просто зажимаете в руке. Правильное положение вилки сетевого кабеля в розетке будет также при меньшем значении переменного тока на корпусе аудио компонента.
Методы процесса фазировки сетевых кабелей аудио аппаратуры в двух последних случаях представляются заслуживающими большего доверия. Возвращаясь к примеру подключения ЦАП Weiss “Minerva”, кстати, использование этих методов легко объясняет нестандартное подключение ЦАП. Исходя из замеров напряжения на его корпусе, фразировка аппарата при нестандартном подключении и есть правильная. Почему Daniel Weiss решил отойти от стандарта распайки IEC разъема история умалчивает. Наверное, это и есть как раз тот случай, когда исключение подтверждает правило.
Хочется надеяться, что описание фазировки сетевых кабелей столь не хитрыми способами поможет кому-то улучшить звук аудио систем. Не надо забывать, конечно, что это не истина последней инстанции. В конечном счете, главный критерий правильности – наши уши. Слышащий да услышит. Остается только пожелать качественного всем звука, удовольствия от прослушивания и хорошего настроения.
Необходимо подчеркнуть еще один очень важный момент. Это последовательность включения аппаратуры в розетки удлинителя (кстати, желательно, чтобы кабель удлинителя был той же конструкции, что и соединительные сетевые кабели аппаратуры). Первым по ходу тока, то есть тем, который находится ближе к кабелю удлинителя, непременно должен быть включен источник сигнала (проигрыватель CD, DVD, LP и т. д.). Причем если проигрыватель состоит из двух блоков — транспорта и конвертера, то первым должен быть включен транспорт, а уже за ним конвертер. Далее следует предварительный усилитель, и только в конце — усилители мощности.
Источник