- Монтаж строительных конструкций
- Монтаж строительных конструкций, зданий и сооружений — Справочник
- 1. Закрепление элементов и конструкций
- 2. Монтаж каркаса промышленного здания
- 3. Монтаж подкрановых балок промзданий
- 4. Монтаж элементов ограждений, стеновых панелей промзданий
- 5. Монтаж зданий с применением передвижного объемного кондуктора
- 6. Монтаж металлических арочных и купольных покрытий
- 7. Монтаж купольных покрытий
- 8. Монтаж вантового покрытия
- 9. Монтаж радиотелевизионных мачт и башен
- 10. Монтаж башенных сооружений методом подращивания
- 11. Монтаж градирен
- 12. Монтаж стальных опор ЛЭП
- 13. Монтаж опор ЛЭП с помощью вертолетов
- 14. Монтаж радио- и телебашен с применением вертолетов
- 15. Транспортно-монтажные средства комплектно-блочного строительства объектов
- 16. Полносборное строительство. Полупринудительный монтаж конструкций с применением трафаретного кондуктора
- 17. Монтаж зданий методом подъема перекрытий и этажей
- 18. Методы доставки комплектно-блочных устройств
- 19. Методы монтажа комплектно-блочных средств
Монтаж строительных конструкций
Монтаж строительных конструкций — это индустриальный, механизированный комплексный процесс возведения зданий или сооружений из готовых конструкций или их элементов. Монтаж строительных конструкций состоит из подготовительных и основных процессов. В подготовительные процессы входит транспортирование, складирование и укрупнительная сборка. Основные процессы — это подготовка к подъему и подъем конструкций, установка на место, выверка и временное закрепление, замоноличивание стыков и швов, антикоррозионная защита отдельных элементов конструкций или деталей стыков, окончательное закрепление конструкций. В комплексе работ по возведению зданий и сооружений монтаж строительных конструкций обычно выполняется в два этапа:
- монтаж подземных конструкций — фундаменты, опоры, каналы, колодцы и др., — выполняемый в период работ нулевого цикла;
- монтаж надземных конструкций — несущие каркасы зданий, покрытия, связи, ограждающие конструкции, перегородки, лестницы, площадки и др., — являющийся самостоятельным этапом возведения сборных зданий.
В кирпичных зданиях монтаж надземных конструкций входит в состав основного этапа возведения зданий. Монтаж конструкций начинают только после тщательной инструментальной проверки отметок и положения в плане опор, опорных и закладных деталей. Монтаж конструкций ведут поточными методами, добиваясь максимального совмещения монтажных и послемонтажных работ, для чего разбивают здание на отдельные монтажные участки. В качестве монтажного участка принимают характерную часть здания: блок, секцию, пролет, ячейку.
Последовательность возведения каркасов промышленных зданий устанавливается на основе объемно-планировочных и конструктивных решений. Заканчивается монтаж конструкций инструментальной проверкой точности их установки и соблюдения допусков, проверкой качества, надежности и несущей способности стыков. Монтаж сборных конструкций осуществляется в соответствии с монтажными схемами и рабочими чертежами, проектами производства работ, в том числе и проектом производства монтажных работ, являющимся разделом проекта производства работ по возведению объекта в целом. Проект производства монтажных работ предусматривает:
- технологическую последовательность, методы и способы монтажа;
- тип и марки основных монтажных машин, способы укрупнения конструкций, разбивку сооружения на монтажные участки, блоки, ярусы, последовательность выполнения работ;
- перечень и конструкцию приспособлений, лесов и подмостей, места их установки и способы прикрепления;
- способы временного и постоянного закрепления конструкций и устройства стыков;
- мероприятия, обеспечивающие безопасное производство работ.
В состав проекта производства монтажных работ входят:
- ведомости объемов монтажных работ;
- технологические схемы монтажа здания и его конструкций;
- схемы предмонтажного усиления и оснащения;
- схемы укрупнения конструкций и площадок укрупнительной сборки;
- чертежи временных опор, строповочных и монтажных приспособлений и оснастки;
- требования по точности установки и схемы геодезического обеспечения;
- графики производства монтажных работ, движения машин и транспорта;
- дополнительные технологические требования;
- выкопировка из строительного генерального плана на период производства монтажных работ.
В зависимости от степени укрупнения собираемых элементов различают следующие основные методы монтажа зданий, сооружений и их комплексов:
- мелкоэлементный монтаж — сборка и установка в проектное положение отдельных деталей конструкции. Этот метод наиболее трудоемкий и продолжительный из-за большого объема вспомогательных работ по устройству лесов, подмостей и временному раскреплению конструкций. Примером мелкоэлементного монтажа может служить полистовая сборка резервуаров;
- поэлементный монтаж — монтаж конструктивными элементами или их крупными частями (панели, колонны, балки, плиты, фермы и т. д.). Этот метод широко применяется на монтаже промышленных и гражданских зданий, главным образом из железобетонных конструкций;
- блочный монтаж — монтаж предварительного укрупнения отдельных конструкций в плоские или пространственные блоки. Плоские блоки (например, колонны фахверка, соединенные прогонами и связями) применяют на монтаже стальных, деревянных и реже железобетонных конструкций. Пространственные блоки (например, две фермы, соединенные прогонами и связями и др.) применяют на монтаже стальных, железобетонных и в отдельных случаях деревянных; конструкций. При монтаже укрупненными пространственными блоками за один подъем в проектное положение устанавливают геометрически неизменяемую, предварительно собранную на земле и тщательно выверенную систему элементов конструкций — блок. В процессе укрупнения в блоки целесообразно выполнять ряд строительных работ, которые сложно выполнять на высоте производить антикоррозионную защиту, устройство кровли, гидроизоляционные и теплоизоляционные работы, окраску. Одной из разновидностей монтажа укрупненными блоками является монтаж комплексными строительно-технологическими блоками, когда на строительные конструкции устанавливают и закрепляют в проектном положении технологическое оборудование и коммуникации, которые должны находиться на них в процессе эксплуатации;
- монтаж сооружений в целом виде заключается в том, что сооружение собирается полностью на уровне земли и устанавливается на место, предусмотренное проектом; этот метод применяется при сооружении радиомачт, вентиляционных металлических труб, опор линий электропередач и др.
В зависимости от организации подачи элементов под монтаж различают следующие два метода:
- с предварительной раскладкой элементов в зоне действия монтажного крана;
- монтаж с транспортных средств. Монтаж с транспортных средств с успехом применяется при возведении однотипных объектов при монтаже большого количества однотипных конструкций, например, в жилищном строительстве. В зависимости от направления развития монтажного процесса различают продольный, когда конструкции последовательно монтируют вдоль здания или пролета, и поперечный монтаж, когда конструкции устанавливают последовательно по поперечным осям здания.
Рис. 36. Методы наращивания и подращивания железобетонных конструкций
В зависимости от последовательности возведения здания или сооружения по высоте различают метод наращивания и метод подращивания (рис. 36). Метод наращивания состоит в том, что первоначально монтируют нижележащие конструкции (ярусы, этажи), а затем наращивают конструкции, предусмотренные проектом. При этом высота подъема крюка должна быть больше высоты монтируемой конструкции, а его грузоподъемность должна быть больше массы самого тяжелого из устанавливаемых элементов. Этим методом монтируют тяжелые колонны, башни и другие конструкции.
Метод подращивания состоит в том, что сначала монтируют конструкции верхнего яруса (этажа), затем поднимают его на высоту, несколько большую, чем высота следующего от верха яруса, и в образовавшемся пространстве устанавливают предварительно укрупненные конструкции второго (от верха) яруса. Затем соединяют их в единое целое, поднимают вверх на высоту, несколько превышающую высоту следующего яруса. Такие циклы повторяют до тех пор, пока сооружение не будет смонтировано полностью. Монтаж методом подращивания обычно выполняют с помощью двух монтажных кранов, мачт или шевров.
При этом способе высота подъема крюка может быть ниже высоты конструкции, но должна быть выше положения ее центра тяжести, а грузоподъемность средств монтажа должна быть несколько больше массы всех блоков конструкции, кроме нижнего.
В зависимости от приемов, обеспечивающих точность установки конструкций в проектное положение, различают свободный и принудительный методы монтажа. Точность установки конструкций при свободном методе достигается перемещением деталей конструкций монтажниками и использованием мерительных и геодезических инструментов. Точное проектное положение конструкций при принудительном методе монтажа определяется несколькими способами: специальной конструкцией стыков, специальной оснасткой или специальными монтажными механизмами. Принудительный метод требует тщательного изготовления конструкций на заводе-изготовителе.
В зависимости от совмещенности монтажа с технологически смежными работами различают дифференцированный метод монтажа, сущность которого в последовательной установке всех однотипных конструкций в пределах здания и участка монтажа и только после этого монтаж конструкций другого типа.
Комплексный метод монтажа заключается в последовательном монтаже разнотипных конструкций, в пределах одной или нескольких смежных ячеек здания образующих жесткую устойчивую систему, открывающую возможности для ведения последующих работ. Комбинированный метод представляет собой сочетание двух предыдущих. Способы монтажа отдельных конструкций применяются для решения более узких задач технологического характера в зависимости от конкретных условий строительной площадки, размеров конструкций, применяемых монтажных машин и оснастки.
Подъем со сложным перемещением в пространстве состоит из подъема, горизонтального перемещения краном и опускания конструкции в проектное положение; иногда делается разворот или кантование конструкции на весу. Применение данного способа возможно при наличии на монтажной площадке кранов, имеющих высоту подъема крюка, значительно превышающую высоту здания, и грузоподъемность больше массы самого тяжелого поднимаемого элемента или конструкции, способных перемещать их по наиболее выгодной траектории к месту установки. Этот способ успешно применяется при монтаже железобетонных, металлических и деревянных конструкций промышленных и гражданских зданий.
Способ поворота состоит в том, что конструкция в процессе монтажа нижней своей частью все время опирается на заранее подготовленное основание, а подъем происходит за счет поворота относительно грани опирания или шарнира, установленного на опоре. При этом способе монтажа грузоподъемность средств монтажа может быть примерно в два раза меньше массы монтируемой конструкции, так как на крюк монтажного крана передается только часть ее массы, а другая часть на протяжении всего подъема воспринимается основанием. Для монтажа таким способом можно использовать краны, мачты, шевры и порталы. Этот способ монтажа вызывает необходимость точно располагать конструкцию перед подъемом в соответствии с проектом. Способом поворота можно монтировать колонны, опоры, линии электропередач и др.
Поворот со скольжением отличается от способа поворота тем, что в процессе поворота нижний конец конструкции перемещается в сторону подготовленного основания с помощью опорной тележки. В процессе перевода конструкции из горизонтального положения в вертикальное ее нижний конец все время опирается на опорную тележку, оборудованную специальным шарниром. Одновременно с поворотом опорную тележку или салазки перемещают в сторону основания. В качестве основных монтажных механизмов при подъеме поворотом со скольжением применяют башенные и самоходные краны, монтажные мачты, ленточные и троссовые подъемники. В отдельных случаях легкие конструкции можно устанавливать без тяговых лебедок, но тогда конструкцию следует располагать так, чтобы ее нижний конец в процессе подъема перемещался по направлению от крана, что не вызывает дополнительного опрокидывающего момента от действия сил трения.
Надвижка — способ монтажа конструкций, при котором горизонтальное перемещение конструкций осуществляется по специально устроенному пути, а иногда — по поверхности нижележащих конструкций, на уровне проектной установки конструкций (или немного выше) с помощью горизонтально работающих домкратов, тяговых полиспастов или мостовых кранов. При надвижке конструкции собирают в жесткий блок, достаточно устойчивый при перемещении. Сборка производится с помощью обычных монтажных средств, установленных на специально оборудованной площадке на уровне задвижки или внизу — на уровне земли. В последнем случае блок краном устанавливают на подготовленные наверху тележки или специально оборудованный мостовой кран. Монтажные блоки большой массы собирают на специальном временном основании, которое должно располагаться в одном уровне с постоянным. Способ надвижки применяют при монтаже стропильных ферм, укрупненных блоков покрытий, при смене покрытий в действующих цехах и др.
Способ вертикального подъема заключается в том, что монтируемые конструкции поднимают и устанавливают на опоры без горизонтального перемещения или с незначительным перемещением. Достоинством этого способа является возможность укрупнить конструкции до максимальных размеров. При производстве монтажных работ способом вертикального подъема как правило пользуются ленточными или гидравлическими подъемниками, монтажными мачтами и монтажными порталами. Конструкции поднимают на высоту, несколько большую, чем проектная, затем подставляют или собирают постоянные опоры, на которые плавно опускают конструкцию. Этот способ применяется при монтаже транспортных галерей, оболочек и других тяжелых конструкций.
Существуют и другие способы монтажа конструкций, содержащие элементы двух или нескольких способов, объединяемых в один.
Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:
Источник
Монтаж строительных конструкций, зданий и сооружений — Справочник
Классификация методов и технологических схем монтажа строительных конструкций (рис.1) :
Рис. 1. Классификация методов и технологических схем монтажа строительных конструкций
Рис. 2. Способы выполнения монтажных операций
На рис. 3—5 представлены схемы основных методов монтажа конструкций при возведении промышленных и гражданских зданий.
Рис. 3. Схемы основных методов монтажа: а — мелкоэлементный; б — поэлементный; в — блочный: 1 — плоскими блоками; 2 — пространственными блоками; 3 — крупными блоками полной заводской готовности; г — целым сообружением; д — с приобъектного склада; е — с транспортных средств: 1 — погрузка; 2 — доставка; 3 — разгрузка; 4 — приобъектный склад; 5 — монтажный кран; 6 — объект
Рис. 4. Схемы основных методов монтажа строительных конструкций: а — метод наращивания; б — метод подращивания; в — ограниченно-свободного монтажа; г, д — принудительного монтажа; е — дифференцированный; ж — комплексный; з — комбинированный; I…XI — очередь монтажа конструкций
Рис. 5. Схемы методов монтажа сооружений: а, б — метод свободного (вертикального, горизонтального) монтажа; в — принудительный монтаж с наращиванием по вертикали; г — пневмоподъем конструкций; д — подъем методом выжимания с подращиванием конструкций; в — надвижка конструкций; ж — поворот цельносборной конструкции методом падающей стрелы или с использованием шевра; з — то же с помощью толкателя (крана, портала); 1 — домкраты; 2 — подача воздуха; 3 — лебедка; 4 — шарнир; 5 — падающая стрела; 6 — толкатель; 7 — направление монтажа
Монтаж колонн легкого типа обычно ведут с предварительной раскладкой (вершинами к фундаментам) непосредственно у мест их подъема. Тяжелые колонны укладывают основанием к фундаментам и поднимают с поворотом в вертикальное положение (рис. 6).
Рис. 6. Способы подъема железобетонных колонн: а — легких; б — тяжелых
Колонны высотой более 12 м дополнительно раскрепляют инвентарными расчалками. Подкрановые балки монтируют после геодезической проверки отметок и положения опорных площадок подкрановых консолей колонн.
Фермы и балки покрытия обычно монтируют непосредственно с транспортных средств (рис. 7), а плиты покрытия раскладывают таким образом, чтобы они не мешали движению крана и транспорта и позволяли их монтировать с минимального количества стоянок крана.
Рис. 7. Схема монтажа конструкций покрытия: 1 — панели; 2 — подстропильные фермы; 3 — смонтированный участок панелей покрытия; 4 — стропильные фермы; 5 — монтажный кран
Рис. 8. Контроль качества работ при монтаже колонн
(Допуски (отклонения) при монтаже колонн даны в мм. n — порядковый номер яруса)
Рис. 9. Временное крепление колонны в стакане фундамента с помощью кондуктора: 1 — колонна; 2 — стакан фундамента; 3 — подливка раствора для выравнивания опорной поверхности; 4 — выверочно-крепежное приспособление
1. Закрепление элементов и конструкций
Выверка и закрепление конструкций — это завершающая и ответственная операция монтажного цикла. Ее производят с помощью фиксирующих и крепежно-выверочных устройств. К ним относятся упоры-ограничители, упоры-шаблоны, вилочные фиксаторы, жесткие подкосы со стяжными муфтами, накидными струбцинами, штыревые фиксаторы и др.
Крепежно-выверочные устройства предназначены для фиксации и удержания монтируемого элемента в проектном положении и для его выверки. Это различного рода кондукторы для крепления и выверки колонн, опорных частей ферм, подкосы, распорки, калибровочные тяги с выверочными устройствами и др. (рис. 10).
Рис. 10. Временное закрепление элементов и конструкций: а — клиньями; б — расчалками; в — подкосами; г — раздвижной скобой; д, е — распорками; ж, з — варианты крепления консольных плит специальными приспособлениями; и — хомутами; к, л, м — одиночными кондукторами
Точность сборки конструкций контролируется геодезическими измерениями. При ограниченно-свободном монтаже применяют групповое монтажное оснащение в виде объемных кондукторов — установщиков базовых панелей, шарнирных связей и др.
Таблица 1. Предельные отклонения при монтаже колонн (СНиП 3.03.01–87, таблица 12)
Технические требования | Предельные отклонения, мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отклонение от совмещения ориентиров (рисок геометрических осей, граней) в нижнем сечении колонн, рам с установочными ориентирами (рисками разбивочных или геометрических осей) | 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отклонение осей колонн одноэтажных зданий в верхнем сечении от вертикали при их длине, м: свыше 16 до 25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разность отметок верха колонн или их опорных площадок (кронштейнов, консолей) одноэтажных зданий при их длине, м: свыше 16 до 25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отклонение от совмещения ориентиров (рисок геометрических осей) в верхнем сечении колонн многоэтажных зданий с рисками разбивочных осей при длине колонн, м: свыше 16 до 25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разность отметок верха колонн каждого яруса многоэтажного здания (сооружения) в пределах выверяемого участка при: контактной установке установке по маякам | 12 + 2 n Примечание. n — порядковый номер яруса колонн. Контроль: измерительный, каждый элемент, геодезическая исполнительная схема. 2. Монтаж каркаса промышленного зданияРис. 11. Схемы монтажа колонн Рис. 12. Схемы монтажа подкрановой балки (а), подстропильной фермы (б) 3. Монтаж подкрановых балок промзданийРис. 13. Схемы монтажа укрупненных блоков подкрановых балок пролетом 12 м по колоннам среднего ряда: а — схема установки укрупненных блоков; б — схема движения монтажного крана; 1 — колонны; 2 — укрупненный блок; 3 — подкладки; 4 — кран МГК-25; 5 — траверса; 6 — стойка со страховочным канатом; 7 — оттяжка; 8 — приставная лестница; 9 — навесная лестница; 10 — направление движения крана Общая схема конвейерной сборки и крупноблочного монтажа покрытий промышленных зданий представлена на рис. 14. Монтаж оболочек на проектных отметках осуществляют двумя способами: на поддерживающих устройствах или с опиранием укрупненных элементов оболочки на контурные балки и несущие конструкции (рис. 15). При этом применяют предварительную укрупнительную сборку и грузозахватные устройства. Рис. 14. Схема конвейерной сборки покрытий промзданий: а — схема конвейера укрупнительной сборки и монтажа блоков покрытия; б — конструкция блока-покрытия; в — расположение блока на тележке; г — подъем и размещение блока на установщике; д — подача блоков к месту монтажа; 1 — склад конструкций; 2 — площадка укрупнительной сборки; 3 — посты конвейерной линии; 4 — передаточная линия; 5, 6 — подстропильная и стропильные фермы; 7 — места строповки блока; 8 — прогоны; 9 — тележка; 10 — кран БК-1000 груз. 5000 т; 11 — домкраты; 12 — мостовой установщик Рис. 15. Сборка оболочек на проектных отметках: а — оболочек двоякой кривизны; б — цилиндрических; 1 — контурные фермы; 2 — временные монтажные затяжки; 3 — траверса; 4 — монтажные опоры; 5 — монтажный кран 4. Монтаж элементов ограждений, стеновых панелей промзданийИспользование специального оборудования (рис. 16) для монтажа панелей зданий высотой 18 м снижает трудоемкость работ в 6 раз (по сравнению с монтажом гусеничным краном). Рис. 16. Специальное оборудование для монтажа стеновых ограждений: 1 — башня; 2 — стрела; 3 — грузовой полиспаст; 4 — траверса; 5 — монтируемая панель; 6 — рама; 7 — монтажная площадка; 8 — пульт управления 5. Монтаж зданий с применением передвижного объемного кондуктораТрудоемкость монтажных работ на объекте может быть снижена за счет применения пространственного кондуктора. Использование передвижного объемного кондуктора (рис. 17) обеспечивает комплексное выполнение монтажных работ и безопасный доступ к любому узлу в зоне монтажной ячейки. Передвигают кондуктор по рельсовым путям с помощью лебедки. Рис. 17. Схема монтажа здания с помощью подвижного кондуктора-подмостей: 1 — монтируемое здание; 2 — подмости для монтажа стенового ограждения; 3 — кондуктор; 4 — ходовая тележка; 5 — стреловой гусеничный кран; 6 — транспортная тележка; 7 — рельсовые пути 6. Монтаж металлических арочных и купольных покрытийРис. 18. Схема монтажа арки с затяжкой: 1 — гусеничный кран; 2 — временная опора; 3 — опорный узел с винтовым домкратом 7. Монтаж купольных покрытийМетод монтажа купольных покрытий с помощью передвижной фермы-кондуктора не требует стационарных громоздких подмостей (рис. 19). Ферма-кондуктор перемещается по кольцевым рельсам на нижнем опорном кольце и на поворотном круге крана, установленного в центре купола. Пространственная ферма служит кондуктором при установке плит, которые монтируют поярусно, начиная с первого кольцевого пояса от наружного кольца. Схемы монтажа куполов другими методами даны на рис. 20 и 21. При монтаже ребристых и сетчатых куполов могут применяться гусеничные, пневмоколесные, козловые, башенные или рельсовые краны, располагаемые снаружи на двух параллельных или на одном кольцевом пути или внутри купола при отсутствии подземных сооружений. Рис. 19. Схема монтажа купольного покрытия с использованием в качестве опоры башни крана: 1 — кольцевой рельсовый путь; 2 — канатные расчалки; 3 — стойка; 4 — временные подвески; 5 — сборные панели; 6 — ферма-шаблон (кондуктор); 7 — башенный кран; 8 — опорная площадка Рис. 20. Схема монтажа ребристого купола: 1 — подкрановая кольцевая эстакада для радиально-поворотного грузоподъемного устройства; 2 — нижнее опорное кольцо купола; 3 — ребра купола с козырьком; 4 — верхнее опорное кольцо купола; 5 — домкраты; 6 — временная опора; 7 — радиально-поворотный кран Рис. 21. Схема механизации монтажа сетчатого купола: 1 — башенный кран БК-300В; 2 — подъемник ПГС-800; 3 — купол; 4 — арка обслуживания; 5 — кольцевые пути для крана БК-300В; 6 — подъемник на канатных направляющих; 7 — рельсовый кран СКР-2200; 8 — конструкции подвала 8. Монтаж вантового покрытияРис. 22. Схема монтажа вантового покрытия: а — сборка колец центрального барабана; б — раздвижка колец барабана; в — схема покрытия; 1 — временная опора; 2 — клетка для сборки и опускания нижнего кольца; 3, 4 — нижнее и верхнее кольцо барабана; 5 — домкраты; 6 — стойки; 7 — домкратные узлы Рис. 23. Монтаж мембранного покрытия: а — конструктивная схема здания; 1 — полотно велотрека; 2 — трибуны; 3 — наружные арки; 4 — мембраны; 5 — внутренние арки; б — схема монтажа; 1 — рулон с полотнищем, установленный на вращающейся оси; 2 — катушка от рулона, выполняющего роль направляющего блока; 3 — вытягиваемый конец полотнищ мембраны; 4 — канат от тяговой лебедки; 5 — наружная арка; 6 — внутренняя арка Рис. 24. Схема покрытия крытого стадиона спорткомплекса «Олимпийский» в Москве на 45 тыс. зрителей: 1 — колонны каркаса; 2 — наружное опорное кольцо; 3 — мембраны толщиной 5 мм; 4 — стабилизирующие фермы; 5 — центральная плита Рис. 25. Схема монтажа элементов мембраны: 1 — наружный опорный контур; 2 — внутреннее стальное опорное кольцо; 3 — башенный кран; 4 — стенд для разворачивания рулонов; 5 — подъемник; 6 — лебедка; 7 — канатно-тросовая система; 8 — смонтированный блок; 9 — монтируемый элемент мембраны; 10 — траверса-распорка Рис. 26. Схема монтажа днища резервуара из рулонной заготовки: а — одним трактором и лебедкой; б — двумя тракторами; 1 — рулон с тремя полотнищами; 2 — тяговый канат; 3 — трактор; 4 — сваи для перевозки рулона; 5 — деревянные брусья для накатки рулона на основание; 6 — якорь; 7 — тормозная лебедка; 8 — тормозной канат; 9 — окрайки днища; 10 — бетонное кольцо Рис. 27. Схема монтажа стенки резервуара из рулонной заготовки: а — подъем рулона в вертикальном положении; б — разворачивание рулона; 1 — тракторы или лебедки; 2 — якорь подъемного полиспаста; 3, 4 — шевр; 5 — тяги (стопоры); 6 — тормозной канат; 7 — днище; 8 — рулон; 9 — поворотный шарнир; 10 — поддон; 11 — якоря расчалок; 12, 13 — концевая стойка жесткости с лестницей; 14 — развернутая часть полотнища стенки; 15 — тяговый канат Рис. 28. Схема монтажа мембраны покрытия зала: 1 — барабан с рулоном лепестка мембраны; 2 — тавровые радиальные элементы для опирания лепестка мембраны; 3 — стабилизирующее кольцо; 4 — центральное кольцо; 5 — тяговый канат; 6, 7 — передвижные подмости; 8 — противовес; 9 — кран БК-300 Рис. 29. Схема крепления мембраны при подъеме: 1 — монтажная колонна для подъема мембраны; 2 — винтовые тяги подъемника; 3 — полотно мембраны; 4 — элементы мембраны; 5 — фиксатор зазора; 6 — «гребенка» крепежа элементов к опорному корпусу; 7 — соединительные элементы; 8 — балансирующая траверса; 9 — цапфа с ползунами; 10 — направляющий рельс КР-70 9. Монтаж радиотелевизионных мачт и башенМонтаж выполняют обычно с применением нескольких кранов. Нижнюю часть башни (до 100—120 м) монтируют башенным передвижным или приставным краном, вышерасположенные конструкции — самодельным краном. Монтаж ведут с максимальным укрупнением конструкций. Антенну, которая имеет высоту > 100 м, монтируют блоками самоподъемным краном или подращиванием снизу и выдвижением верхней части антенны. Пример монтажа радиотелевизионной башни высотой 245 м с размером базы 30×30 м представлен на рис. 30. Монтаж телебашни выполнялся в пять этапов. С помощью крана СКГ-40БС монтировали конструкции башни до отметки 39 м, верхнюю часть ствола антенн и ствол трубчатой антенны вместе с грузоподъемным устройством монтировали методом подращивания. Рис. 30. Последовательность монтажа башни: I…V — этапы монтажа конструкций башни; 1 — башня; 2 — обойма; 3 — ствол панельных антенн; 4 — грузоподъемное устройство; 5 — ствол трубчатой антенны; 6 — рабочие площадки; 7 — «хвостовые» секции; 8 — направляющие балки; 9 — распорки; 10 — элементы шпренгельной системы; 11 — оттяжки канатные шпренгельной системы Другой пример монтажа башни высотой 354 м приведен на рис. 31. Монтаж ствола башни выполняется методом наращивания с помощью приставного крана ПК-25 и самоподъемного крана. Рис. 31. Схема монтажа конструкций телебашни: I…V — этапы монтажа конструкций телебашни; 1 — ствол телебашни; 2 — приставной (прислонный) кран ПК-25; 3 — опорные подкосы; 4, 5 — технические блоки; 6 — антенна; 7 — самоподъемный кран Рис. 32. Монтаж стальной мачты методом наращивания с помощью самоподъемного крана: а — монтаж секции; б — перестановка обоймы крана; в — перестановка ствола крана; 1 — мачта; 2 — самоподъемный кран; 3 — траверса; 4 — кольцевые подмости 10. Монтаж башенных сооружений методом подращиванияПоследовательность монтажа башни методом подращивания приведена на рис. 33. Рис. 33. Подъем вытяжной башни методом подращивания: I, II, III — стадии подъема; 1 — укрупненный блок призматической части башни на стенде; 2 — тяговые полиспасты; 3 — выдвигаемые упоры; 4 — элементы пружинной стабилизирующей системы для гашения колебаний в процессе выдвижки ствола башни Стадии монтажа:
Монтаж вытяжной башни высотой 180 м с базой 8 м (в призматической нижней части башни) выполняется методом подращивания и выдвижки с помощью шести тяговых полиспастов общей грузоподъемностью 1200 т. 11. Монтаж градиренДля монтажа градирен с металлическим каркасом используют башенные и стреловые краны. Монтаж укрупненных блоков каркаснообшивной гиперболической башни градирен с площадью орошения 4200 м 2 выполняют башенным краном БК-1425В или краном БК 1000 (рис. 34, а), либо кранами БК-180 и ДЭК-50 (рис. 34, б). Изза недостаточной высоты подъема крана БК-1000 монтаж верхнего яруса градирни может быть осуществлен с помощью специальной траверсы с противовесом. Башенные краны передвигаются по кольцевым подкрановым путям, проложенным вокруг градирни. Укрупненные блоки монтируют поярусно АО всему периметру, затем проверяют геометрические размеры башни и сваривают монтажные стыки. Рис. 34. Варианты монтажа каркасно-обшивной башни градирни: а — модернизированным краном БК-1000; б — приставным башенным краном БК-180; 1 — кран БК-1000; 2 — траверса с противовесом; 3 — кран БК-180; 4 — кран ДЭК-50 12. Монтаж стальных опор ЛЭПСтальные опоры ЛЭП изготавливают сварными пространственными секциями. Эти секции могут быть укрупнены на сборочных площадках и в целом виде перевозиться к месту установки, если позволяют условия перевозки (ширина дорог, габариты проездов, радиус поворотов, грузоподъемность транспортных средств). Сборку опор производят с помощью автомобильных или гусеничных кранов. Монтаж опоры ЛЭП безъякорным методом представлен на рис. 35. В этом случае вспомогательную мачту устанавливают внутри опоры и крепят за ее башмаки двумя расчалками; после подъема опоры ее удерживают от опрокидывания с помощью тормозной расчалки, прикрепленной к трактору. В тех случаях, когда внутри опоры нельзя установить вспомогательную мачту, применяют монтажные порталы. Рис. 35. Монтаж опор линий электропередач безъякорным методом: 1 — тяговый канат; 2 — нижние расчалки; 3 — верхние расчалки; 4 — подъемный полиспаст; 5 — вспомогательная мачта; 6 — положение опоры при сборке; 7 — трактор В начале подъема тяжелых опор, требующего максимальных усилтриайк,ттояргоав,спорздиачеетмсяпопсултеепмодсъоевмаесотпноорйырнаабо5т0ы—д6в0у°ход(иноигздтартаркетох)ров переходит на торможение. 13. Монтаж опор ЛЭП с помощью вертолетовПрименение вертолетов целесообразно в труднодоступных районах. Связь между вертолетом и монтажниками осуществляется по радиотелефону. Таким способом устанавливали опоры до 22 м, масса которых примерно вдвое превышала грузоподъемность вертолета. 14. Монтаж радио- и телебашен с применением вертолетовМонтаж высоких опор осуществляют в целом виде методом поворота с помощью вертолета (рис. 36) или крупными блоками методом наращивания с помощью вертолета. Для предупреждения раскачивания и вращения секции в полете к низу фюзеляжа вертолета крепят жесткую раму, охватывающую верх подвешенной секции. Продолжительность монтажа одной секции составляет 35—40 мин. Рис. 36. Схема монтажа башни высотой 80 м с применением вертолета Ми-10К: 1 — монтируемая башня; 2 — вертолет Ми-10К; 3 — первый этап подъема; 4 — второй этап подъема; 5 — балансирная траверса; 6 — подъемно-тормозная система; 7 — центр тяжести башни; 8 — шарнир поворота; 9 — дополнительная опора 15. Транспортно-монтажные средства комплектно-блочного строительства объектовВ настоящее время осуществляется разработка перспективных методов перемещения и монтажа тяжеловесных блоков. Так, например, предполагается мобильные инвентарные здания массой до 300 т выгружать с барж и перемещать по суше съемно-транспортными средствами (рис. 37, табл. 24 и 25). Транспортное средство включает съемные ригели с телескопическими стойками, в которые встроены силовые гидроцилиндры, а также съемные стойки. Стойки снабжены подошвами в виде лыж, которые посредством специальных опор могут в любой момент движения адаптироваться к профилю трассы. Перемещение происходит циклично за счет использования горизонтальных гидроцилиндров. Электроснабжение силового оборудования осуществляется от дизельной электростанции, устанавливаемой внутри перемещаемого блока. Рис. 37. Съемное транспортно-монтажное средство с мобильным блок-общежитием Общий цикл перемещения блока включает следующие стадии:
Рис. 38. Висячие предварительно напряженные покрытия облегченного типа: а — седловидное по аркам; б — то же с опиранием на изогнутый контур; в — гиперболический параболоид (гипар) с жестким контуром; г — то же, с контуром в виде троса-подбора; д — то же по вертикальным аркам; е — покрытие с опиранием на жесткий опорный диск или объем и наклонную арку; ж — тентовое покрытие с опиранием на жесткий диск и устойчивую стенку; и — то же с опиранием на несущие и стабилизирующие тросы; к — покрытие, опертое по продольной оси на два главных троса пролетом 126 м; 1 — несущие тросы; 2 — предварительно напряженные стабилизирующие тросы; 3 — жесткий опорный контур; 4 — оттяжки; 5 — стойки-оттяжки; 6 — опорные мачты; 7 — трос-подбор; 8 — опорные арки; 9 — опорный подъем; 10 — тент; 11 — устойчивая стена; 12 — опорный узел; 13 — железобетонные балки-распорки; 14 — главные тросы, поддерживающие сетчатое покрытие Непрерывное шагание суперблоков по зимнику возможно со скоростью 15—20 км/сут при небольших энергетических затратах на транспортирование. При перемещении суперблоков волоком целесообразно использование виброимпульсов КБУ. Элементы стержневых систем и пространственных структур позволяют собирать покрытия больших пролетов из металлоконструкций. Рис. 39. Типы пневматических покрытий: а, б — воздухоопорные; в — пневматическая линза; г — фрагмент стеганой конструкции; д, е — каркасные пневматические сводчатые покрытия; ж — пневматический арочный купол; 1 — воздухонепроницаемая оболочка; 2 — окно-иллюминатор из органического стекла; 3 — анкеры-штопоры для крепления к грунту; 4 — шлюз; 5 — «тяж-простежка»; 6 — стальной опорный пояс линзы; 7 — растяжка для придания опорной устойчивости и поддержки тента покрытия На рис. 40 представлены элементы стержневых систем и узлы пространственных структур, используемые при возведении сооружений из металлических конструкций. Рис. 40. Узловые сопряжения стержневых конструкций: а, б — «Меро»—»ИФИ» (Германия); в, г — «Триодетик» (Канада); д — «Кристалл»; е — «Сокол»; ж, з — «ЦНИИСК»; и — «Октаплатте» (Германия) с полым шаром и кольцевыми угловыми сварными швами; 1 — шайба; 2 — крышка; 3 — концевые элементы; 4 — стяжной болт; 5 — гайка; 6 — кольцевые угловые швы 16. Полносборное строительство. Полупринудительный монтаж конструкций с применением трафаретного кондуктораТрафаретный кондуктор представляет собой сложное и громоздкое оборудование (рис. 41). Рис. 41. Общий вид автономного трафаретного кондуктора для монтажа жилых зданий: 1 — рама кондуктора; 2 — механизм подъема рамы; 3 — стойка; 4 — тележка Суть трафаретного (полупринудительного) монтажа состоит в применении кондукторов-трафаретов, имеющих автоматически действующую систему, приводящую монтируемые элементы в проектное положение. Трафарет позволяет монтировать элементы зданий при расширенном до 20 см поле допусков и последующем принудительном перемещении их в проектное положение с допустимыми отклонениями. Преимущества данного метода состоят в том, что он принудительно обеспечивает заданную точность положения панелей, а также снижает трудоемкость монтажа по сравнению со свободным методом на 25% благодаря исключению ручных операций на доводку монтируемых элементов до упора, введению их в фиксаторы, соединению связей и т. п. Последовательность монтажа зданий из объемных элементов представлена на рис. 42. Рис. 42. Последовательность монтажа зданий из объемных блоков: а — без наружных коммуникаций; б — с наружными коммуникациями; в — с наружными коммуникациями на продольной грани; г — то же на торцовой и продольной гранях Монтаж зданий из объемных элементов с помощью козлового крана представлен на рис. 43. Рис. 43. Монтаж зданий из объемных элементов с помощью козлового крана: 1 — блоковоз; 2 — козловой кран; 3 — траверса; 4 — подкрановый путь Здания высотой до 5 этажей из несущих объемных элементов размером на комнату удобно монтировать козловыми кранами. Здания высотой выше 5 этажей или ломаной конфигурации в плане монтируют с помощью стреловых, башенных или самоходных кранов с башенно-стреловым оборудованием. Объемные элементы доставляют в зону действия монтажного крана на специальных трейлерах по часовому графику. Устойчивость и сохранность блока обеспечиваются крепежными приспособлениями и крепежными устройствами низкой посадки платформы трейлера. Объемные элементы имеют большую массу, несимметрично расположенный центр тяжести и значительные боковые поверхности, создающие «парусность», поэтому при их подъеме применяют балансирные траверсы для уравновешивания и стабилизации груза. 17. Монтаж зданий методом подъема перекрытий и этажейЭтот метод сводится к следующему: изготовление на уровне земли пакета плит перекрытий; последовательное вертикальное перемещение на проектные отметки этих плит с помощью домкратов, закрепленных на колоннах здания; закрепления поднятых перекрытий в проектном положении (рис. 44). Рис. 44. Схема монтажа здания методом подъема этажей: а — непосредственно на проектные отметки с установкой подъемников в верхней части ядра жесткости; б — с промежуточными стоянками с установкой подъемников на последовательно наращиваемые колонны; 1 — краны для наземной укрупнительной сборки конструкции этажа; 2 — железобетонная башня — ядро жесткости; 3 — этаж в процессе подъема; 4 — этажи в проектном положении; 5 — подъемные домкраты; 6 — подъемные тяги; 7 — отверстия для крепления этажей; 8 — пакет плит перекрытий; 9 — колонна наращиваемого яруса; 10 — подъемные тяги паруса; 11 — подъемник; 12 — кран для наращивания колонн; 13…16 — этажи монтируемого здания Рис. 45. Последовательность возведения здания методом подъема этажей: I…VIII — этапы работ; 1 — колонны первого яруса; 2 — временные монтажные связи; 3 — ядро жесткости; 4 — гидравлический подъемник; 5 — пакет забетонированных междуэтажных плит; 6 — крышевой кран; 7 — верхний этаж здания в период монтажа конструкций этажей; 8 — кран для монтажа конструкций этажей; 9 — смонтированный этаж, подготовленный к подъему; 10 — этажи здания, поднятые с помощью подъемников в промежуточное положение 18. Методы доставки комплектно-блочных устройствТаблица 2. Схемы доставки комплектно-блочных средств
|