Что важно при монтаже

11 правил видеомонтажа и разбор типичных ошибок: учимся монтировать грамотно

Редактирование видео – важный процесс в создании любого ролика, будь то вебинар, музыкальный клип или блог. Основы видеомонтажа включают в себя не только склейку кадров, но и удаление ненужных фрагментов, применение эффектов, добавление текста, графики или музыки. Это интересный процесс, освоить который может каждый, однако начинающие видеографы могут совершать ошибки. Чтобы избежать этого, стоит придерживаться ряда принципов.

В статье мы рассмотрим 11 основных правил редактирования роликов. Следуя им, вы уже сегодня сможете смонтировать видео для YouTube и найти свою аудиторию!

№1. Всегда составляйте монтажный лист

Если вы начинаете работу без четкого расписания, все может пойти не так, как вы ожидаете. Профессионалы всегда составляют монтажный план и редактируют видео в зависимости от него.

  • Какие фрагменты нужно отредактировать?
  • Какой эффект в итоге вам необходимо получить?
  • Сколько минут может длиться ролик?
  • Сколько времени уйдет на тот или иной ракурс, на раскрытие той или иной темы?

Далее распишите каждый кадр по секундам. Отметьте моменты для появления подписей, музыки и графических вставок на таймлайне. Обозначив все моменты заранее, вы сэкономите свое время и будете точно знать, с чего начать монтаж видео.

Читайте также:  Звук пиу для монтажа смешной

Заранее продумайте основные этапы работы над роликом, чем детальнее — тем лучше

№2. Делайте плавные переходы

Стык кадров должен быть незаметным и плавным. Для этого лучше всего добавить в видео переходы. Если при соединении использовать слишком короткие кадры, то может возникнуть черный экран или статичная картинка. Чтобы все выглядело натурально, нужно устанавливать достаточную длительность перехода.

Также важно помнить, что стыки должны соединять фрагменты разного плана. Для улучшения восприятия видео, вы можете производить монтаж по крупности: например, попробуйте соотнести крупный и средний 2-ой, 1-й средний с общим. Не стоит располагать рядом схожие или наоборот абсолютно противоположные виды планов. Их соединение будет смотреться резко и неуместно.

Старайтесь во время съемки задействовать все виды планов, это облегчит вам работу по монтажу

№3. Подберите подходящую музыку

Визуальное и музыкальное сопровождение должны хорошо сочетаться друг с другом. Музыка должна подчеркивать настроение ролика, но не отвлекать от его восприятия, особенно, если видео разговорное. Ее мелодику и темп следует учитывать при редактировании.

Если кадры быстро сменяют друг друга, песня тоже должна быть динамичной. Соответственно, спокойная сцена должна иметь соответствующее медленное музыкальное сопровождение. Вы не можете использовать радостную композицию для меланхолических сцен. Подходящая музыка не только украшает ролик, но и усиливает общее воздействие видео.

Чтобы подобрать идеальную композицию, видеомонтажеру или видеоблоггеру не нужно вкладывать деньги. Для поиска музыки, вы можете исследовать различные сайты. Например, SoundCloud или Фонотеку YouTube.

Всегда следите за лицензионными формальностями, если вы используете чужие треки. В противном случае могут возникнуть серьезные проблемы с авторским правом.

Оцените пример видео с хорошо подобранным звуковым сопровождением.

№4. Корректируйте освещение и цвет кадра

При склейке кадров важно учитывать их освещенность и цвет, они не должны кардинально отличаться друг от друга. Например, если один фрагмент снят в теплых тонах, а последующий — в холодных, это необходимо исправить. Такая разница резко бросается в глаза и портит все впечатление. Также следите за сочетанием света. Если первый кадр яркий, а второй — темный, между ними стоит вставить нейтральный. Он позволит сделать плавный переход.

Режиссеры кино и профессиональные видеографы нередко нарушают это правило в своих работах, пытаясь эмоционально воздействовать на зрителя и лучше раскрыть посыл истории. Так, например, в этой сцене подряд идут кадры в тёплых и холодных оттенках. В данном случае это не ошибка, это художественный прием, который указывает на появление конфликта между персонажами.

Сцена из фильма «Драйв» Николаса Виндинга Рефна

№5. Монтаж аудиодорожки

Аудио компоненты играют важную роль в производстве видео. Голоса передают информацию и помогают рассказать историю. Музыка задает настроение и определяет темп вашего видео.

При редактировании голоса вам необходимо вырезать паузы, ошибки, слова-паразиты, звуки окружающего пространства. Это улучшит подачу информации и качество вашего видео в целом. Если вы планируете использовать фоновую музыку, то помните, что она не должна мешать услышать слова. Установите уровни музыкального сопровождения ниже, чем громкость голоса.

При редактировании и перемещении материала по временной шкале вы можете случайно рассинхронизовать видео- и аудиодорожки. Это может произойти от разрыва связи или при работе с клипами с различной частотой кадров видео или дискретизации звука. Такой недочет важно исправить, поскольку несинхронизированный звук является основным отвлекающим и зачастую раздражающим фактором для зрителей. Решение довольно простое, просто разделите клип, и увеличьте или уменьшите его на несколько кадров, чтобы слова и движение губ на экране снова синхронизировались.

Для создания озвучки голосом старайтесь использовать внешние записывающие устройства

№6. Не перебарщивайте с эффектами

Часто типичной ошибкой видеомонтажа может стать увлечение эффектами. Действительно, обычно в программах для редактирования их представлены сотни и кажется, что с десятком самых разнообразных фильтров ролик становится в разы лучше. Но, как правило, избыток анимации просто отвлекает.

Когда дело доходит до эффектов и ярких переходов, золотое правило гласит: чем меньше, тем лучше. Сохраняйте свои настройки простыми и используйте фильтры только тогда, когда это действительно необходимо.

Эффекты, добавленные для галочки, только портят видеоряд

№7. Обрезайте длинные фрагменты

Один из принципов монтажа — оставлять только самое необходимое. В видеороликах нет нужды тратить много времени на детальное объяснение определенной сцены или ситуации. Поэтому делайте свое видео коротким, сжатым и лаконичным. Всё, что можно показать, а не описать словами – показывайте.

Иногда бывает трудно урезать отснятый материал, особенно если вы вложили в него столько времени и энергии, но это необходимо. Ваше видео получится более выразительным и эффективным при использовании коротких фрагментов.

№8. Гармоничное размещение текста

Монтаж и обработка видео для новичков могут оказаться сложными и в вопросе сочетания графических элементов. Сохраняйте согласованность между размером текста, цветами и шрифтами в видео.

Распространенная ошибка начинающих видеографов – попытка задействовать в кадре множество стилей текста всех оттенков радуги. Это, в свою очередь, может отвлекать зрителей от самого видео. Советует придерживаться одного-двух шрифтов, как в рамках одного кадра, так и в ролике в целом. Это создаст единство стиля.

Положение текста на экране тоже крайне важно. В начале видео, на заставке, надпись может быть крупной. Во всех остальных видеофрагментах подписи лучше делать меньше и размещать в нижней трети кадра. Также стоит придерживаться единой палитры. Яркие цвета можно использовать для расстановки акцентов, для всего остального – нейтральные. Для лучшего сочетания оттенков можно воспользоваться цветовым кругом.

Текст должен помогать восприятию видео, а не затруднять его

№9. Разнообразьте свое видео

Чтобы разнообразить видеоряд и сделать ролик интереснее, используйте перебивку. Так называют небольшой по времени видеофрагмент, который вставляют между двумя другими. Это может быть любой видеоролик, подходящий по смыслу и вписывающийся в сюжет основного видео.

Чаще всего перебивки используют в обзорах или в разговорных видео. Вы можете снимать перебивки самостоятельно или, например, использовать короткие кадры из фильмов.

Посмотрите видео ниже, там показывают удачный пример перебивки и дают советы по ее съемке.

№10. Подберите подходящее программное обеспечение

Во многом успех видео зависит от видеоредактора. Он должен быть удобным и подходить вам по навыкам. Монтаж видео для начинающих может оказаться сложной задачей, поэтому поначалу стоит избегать иноязычного строго профессионального софта. В предложенных инструментах и функциях можно легко запутаться и совершить ошибки.

Попробуйте простую программу для видеомонтажа, вроде ВидеоШОУ. Этот редактор не требует специальных навыков, однако в нем вы найдете все необходимое для качественного результата. Удобная обрезка и склейка кадров, более 200 готовых ярких эффектов на любой случай. При желании вы сможете настраивать анимацию самостоятельно, отталкиваясь от личных предпочтений. В отличие от большинства редакторов-конкурентов, ВидеоШОУ предлагает для этого очень простые и понятные инструменты.

Скачайте редактор ВидеоШОУ и оцените, как в нем просто и удобно работать!

Воспользуйтесь шаблонами проектов, чтобы смонтировать ролик за пару минут, создайте цепляющие титры и заставки, соедините эпизоды с помощью современных переходов, измените фон в видео, используя хромакей, добавьте на фон музыку и запишите озвучку. Монтаж не займет много времени, принципы работы со всеми инструментами предельно упрощены. Большое количество функций и удобный интерфейс позволят получить впечатляющий результат любому пользователю!

Сделайте выбор в пользу понятного, адаптированного под новичков софта

№11. Обучайтесь у профессионалов

На YouTube вы найдете множество бесплатных уроков монтажа видео для начинающих. Они позволят прокачать навыки, расскажут о разных видах редактирования роликов и просто дадут интересные идеи!

Не бойтесь перенимать опыт у других видеографов, YouTube — бесплатный учебник по монтажу

Заключение

Мы перечислили основные правила монтажа видео и сделали их разбор. Теперь вы быстро поймете, как избегать распространенных ошибок при съемке и редактировании роликов и сможете сразу получать качественный результат. Стоит добавить, что видеомонтаж – это прежде всего творческий процесс, правила здесь носят скорее рекомендательный характер. В совершенстве освоив ключевые принципы и приемы, вы научитесь также и грамотно «‎нарушать» их во имя реализации своих креативных задумок.

Развивайте навыки видеомонтажа, не бойтесь пробовать новое! А для практики воспользуйтесь программой ВидеоШОУ. Большой функционал позволит вам не ограничиваться только склейкой видео: работайте с текстом, музыкой, добавляйте эффекты и анимации. Скачайте приложение, и начните творить!

Источник

VIDEO-SAM.RU

Все о работе с видео

Учебные курсы

Подпишитесь на бесплатную почтовую рассылку по созданию видео.

В любой момент вы cможете отказаться от подписки, если она вас не устроит.

Популярные статьи

Свежие статьи

Правила монтажа видео

Рассмотрим основные правила монтажа видеофильмов.

Чтобы понять их логику, отвлечемся ненадолго, и рассмотрим принципы зрения человека.

Представьте себе, как люди воспринимают окружающую среду посредством зрения. При рассматривании, например, пейзажа, глаза человека непрерывно движутся, перескакивают с одного направления на другое, причем, совершенно хаотично.

Наше зрение как бы выхватывает четко увиденные куски наблюдаемого, эти куски определяются нашим сознанием как элементы общего, и складываются в единую картину.

Кроме того, наши глаза время от времени моргают, т.е. вообще закрываются. В такой момент происходит прерывание поступления информации из окружающей среды, но, согласитесь, это совершенно не мешает нам воспринимать пейзаж как целостную картину.

Переводя взгляд с удаленного предмета на близлежащий, человек непроизвольно моргает.

Мы так делаем неосознанно, не обращаем на это внимания, такой принцип работы зрения нам нисколько не кажется искусственным. Наоборот, именно так людям наиболее удобно наблюдать за событиями в окружающем мире, не утомляя зрение.

Кусочки пейзажа являются аналогами кадров фильма, а наше сознание занимается монтажом отдельных кусочков в целостную картину (фильм).

Психологи утверждают, что процесс поступления информации в наше сознание во всех случаях имеет прерывистый, кусочный характер. Дробление на куски необходимо для нормального хода восприятия (зрительные образы и монтаж).

Исходя из теоретических знаний о принципах человеческого зрения, можно изложить основные правила монтажа.

Не используем длинный кадр

Монтаж видеофильма короткими кадрами — это одна из форм использования особенностей человеческого зрения.

Одно из основных правил видеомонтажа — не делать длинные кадры, утомительные для глаза человека. Средняя продолжительность кадра — 5 секунд.

Можете проверить это правило, просматривая любой фильм или телепередачу.

Вы обнаружите, что редко кадры держатся более 5 с. В выпусках новостей — еще меньше, кадры могут меняться чуть ли не ежесекундно.

Но быстрая смена тоже утомительна, мы не все успеваем воспринимать информацию, поэтому, условимся — средняя продолжительность кадра 5 с.

Не воспринимайте это как догму, из любого правила могут быть исключения. Многие великие режиссеры использовали длительность кадра до нескольких минут, например, Тарковский, Феллини.

Если по вашему замыслу кадр должен быть длинным и ваше видео смотрится хорошо — решать Вам.

Стык кадров

Разберемся в принципах стыка соседних кадров. В монтаже изображений существуют две противоположные задачи: сделать стык кадров незаметным для зрителя и, наоборот, стыком кадров выделить что-либо, акцентировать внимание зрителя.

Чтобы понять принципы стыковки кадров, рассмотрим понятие плана.

План — это обозначение масштаба съемки, выбор крупности объекта съемки.

Различаются следующие виды планов (на примере съемки человека):

1. Деталь (например, глаз человека с бровью, кисть руки, губы).

2. Крупный план — лицо человека во весь экран.

3. 1-й средний план — часть фигуры человека, взятая в рамку кадра чуть выше пояса.

4. 2-й средний план — фигура человека по колено.

5. Общий план — человек во весь рост располагается в кадре так, что над его головой и под его ногами остается небольшое пространство.

6. Дальний план. Фигура человека в этом случае чрезвычайно мала. Она составляет 1/7, 1/10 часть высоты кадра и меньше.

На практике чаще всего встречается деление на крупный, средний и общий планы, но для обеспечения комфортности восприятия стыка кадров необходимо учитывать обязательно все шесть.

Одно из главных правил монтажа — учет планов или монтаж по крупности. Установлено, что лучше воспринимаются кадры, смонтированные «через план», например, крупный со вторым средним, 1-й средний с общим.

Поставленные рядом похожие или соседние по крупности планы вызывают ощущение рывка и смотрятся плохо.

Исключением является стык детали и крупного плана, дальнего и общего плана, здесь неприятных впечатлений не возникает.

Плохо воспринимается переход между кадрами, сильно различающимися по крупности, скажем, с детали на общий план. Зритель может просто потерять объект внимания.

И наоборот, если перейти с дальнего плана на деталь, возникает ощущение броска на зрителя (хотя такой прием можно использовать для привлечения внимания к чему-либо).

Ориентация в пространстве

Следующее важное правило — учет ориентации в пространстве (монтаж по взгляду).

Если вы снимаете беседующих людей, то нельзя стыковать рядом кадры, снятые с разных сторон, иначе зритель потеряет ориентацию (не путать с ситуацией, когда камера показывает разговаривающих поочередно).

Или, если человек идет к нам, а в следующем кадре — от нас, нужно, чтоб камера была с одной стороны от него (по той же причине).

Это не значит, что нельзя снимать с разных сторон, главное, чтобы при монтаже такие кадры не стояли рядом. Такой переход можно осуществить через кадр, вставив между ними, например, крупный плана снимаемого объекта.

Освещение

Очень важным при монтаже является учет освещенности или монтаж по свету. Плохо, когда соседние кадры резко отличаются по освещенности, это, буквально, бьет по глазам.

Если вам нужно сделать переход от яркого света к затенению, поставьте между ними нейтральный кадр, чтобы смягчить переход. Подробнее о принципе монтажа по свету.

Избегайте скачков и рывков видео.

Будьте аккуратны, вырезая какие-то фрагменты. Ужасно смотрится, когда на одном кадре человек при ходьбе начал поднимать правую ногу, а на следующем кадре (практически, мгновенно) — поднимает уже левую. Налицо явный скачок из-за того, что кусок кадра варварски выхвачен.

Если вам обязательно нужно было вырезать данный фрагмент, просто не монтируйте такие кадры рядом, поставьте между ними другой кадр.

Если снималось какое-то длительное действие, например, интервью, то обязательно возникает необходимость вырезать какие-то неудачные фразы или ракурсы. Но если просто вырезать фразу, на стыке кадров получится скачок, ведь люди не сидят неподвижно.

Самый лучший способ избежать этого — съемка двумя камерами, в такой момент нужно поставить кадр, снятый на другую камеру. Но это вряд-ли подойдет для любительских съемок.

Второй, менее удачный способ прикрыть скачок — это наложить переход, например, вспышку. Это плохой вариант и применять его можно только в крайнем случае.

Оптимальным решением будет вставка «перебивок» — каких-то нейтральных кадров. Для этого в запас надо наснимать в помещении различных деталей, лица зрителей и т.п., и прикрывать ими рывок или другой бракованный фрагмент.

Учитывайте, что звуковая дорожка должна идти непрерывно, а перебивка закрывает только видео.

Не увлекайтесь эффектами.

Теперь поговорим о чувстве меры. Начинающий монтажер часто чрезмерно увлекается различными эффектами, переходами, и лепит их на каждом шагу. Ему кажется, что чем больше «красивостей» он поставит, тем профессиональнее и солиднее будет выглядеть фильм.

Все как раз наоборот. Настоящий профессионал никогда не будет злоупотреблять эффектами, чтобы показать «я это умею!» — это дурной тон.

Однажды моя коллега, дававшая открытый урок, взялась сама делать фильм для конкурса уроков. Кто-то ей «помог», и в результате, когда я посмотрела готовый фильм, то пришла в ужас: чуть ли не каждый кадр разворачивался, сворачивался в трубочку, вылетал, закручивался в спираль и т.п.

Такое безобразие на конкурс выпускать было нельзя, и я потратила массу времени, скрупулезно вырезая все эти «красивости».

Ни в коем случае в серьезном фильме не допускайте такого. Фильм должен нести информацию, стыки кадров должны быть незаметны, зрителя нельзя отвлекать на всякую ерунду, при резких переходах его внимание рассеивается.

Переход можно поставить, чтоб подчеркнуть смену событий, новый этап, главу, т.е. тогда, когда это уместно, но ни в коем случае не злоупотреблять эффектами.

Еще один пример «мастерства» создателей фильма: линейка, посвященная последнему звонку в школе. Идет панорама стоящих учеников, родителей — и поверх интенсивно сыплются золотистые искры.

Монтажеру кажется, что это очень красиво и эффектно, а то, что лица учеников разглядеть почти невозможно — наплевать.

В самый волнительный момент посреди экрана появляется здоровенная анимация колокольчика и начинает раскачиваться — действующих лиц опять не видно.

Такие «художества» вряд ли понравятся заказчикам видео (обычно это родители), которым интересно видеть своих детей, а не эффекты.

Другое дело, если вы делаете рекламный ролик, видеопоздравление, шуточный видеофильм для друзей — вот тут пожалуйста, применяйте любые эффекты, анимацию, переходы, пусть все сверкает и движется. Это уместно и эффектно.

Вообще, если вы знакомы с другими материалами этого сайта, то знаете, что создавать эффекты и переходы совсем не сложно, и это ни в коем случае не является мерилом мастерства. Поэтому призываю вас еще раз применять эффекты в меру и там, где это уместно.

Источник