Что такое системы нелинейного монтажа

Линейный и нелинейный монтаж: в чем различия?

Разновидностей и приемов монтажа множество. Но в этой статье поговорим о двух китах этого ремесла – линейном и нелинейном видеомонтаже.

Линейный монтаж

Этот вид монтажа возник с появлением электронного способа записи видео и аудио. Суть его в том, что на одном или нескольких устройствах проигрываются кадры, а на другое последовательно записываются только удавшиеся и нужные. Получается своего рода переписывание из черновика на чистовик, как в школе.

Линейный монтаж – зона, свободная от правок. То есть, если вам понадобится что-то убрать или добавить, работу придется начать заново и записать новый «чистовик» с учетом всех изменений. А это уйма времени и нервов.

С появлением компьютерных технологий линейный монтаж не встал на полку устаревших приемов. Просто он перешел в разряд live-монтажа для съемок, например, ток-шоу и спортивных игр в прямом эфире. Линейный монтаж в таком случае создается в режиме реального времени с помощью переключения камер и планов.

Нелинейный монтаж

С распространением компьютеров началась эпоха нелинейного монтажа. Теперь отснятые кадры оцифровываются, а для обработки загружаются в специальные программы. В них можно работать со всем материалом одновременно – вырезать, добавлять и менять кадры местами бесконечное количество раз.

Читайте также:  Монтаж линий связи автоматики

И еще один приятный бонус нелинейного монтажа: для него не нужна специальная техника. Смонтировать видео можно и на обычном домашнем компьютере в любой, даже самой простой программе для монтажа.

Источник

Линейный и нелинейный монтаж в киноиндустрии и дома

В этой статье мы расскажем, чем отличается линейный монтаж от нелинейного, и почему они оба продолжают существовать в эпоху цифровых технологий. Присаживайтесь поудобнее, будет интересно и познавательно!

Линейный монтаж

Представьте, что вы сели писать сочинение по роману «Война и мир». Сначала вы готовите черновик, что-то вычеркиваете, иногда целыми абзацами. Затем берете тетрадь и переписываете все начисто — вступление, основную часть, заключение. Потом оказывается, что вы забыли вставить описание дуба, а без него никак нельзя. Вырываете лист и переписываете все заново, только с описанием. Много повторяющихся и изматывающих этапов. Это и есть линейный монтаж.

Особенности линейного монтажа

В доцифровые времена, когда кино записывалось на пленку, у режиссера был только один способ сделать из многочасовой ленты качественный фильм. При этом использовалось минимум два видеомагнитофона — одно устройство для передачи пленки, другое — для записи. Лента проматывалась через монтажный контроллер, ненужные фрагменты удалялись на ходу и получалась мастер-кассета, которую снова приходилось отсматривать полностью, чтобы проверить, все ли в порядке.

Монтировать фильм в те времена было так же сложно и долго, как и снимать

К завязке или кульминации сюжета ленту приходилось без конца перематывать. Если выяснялось, что какой-то важный эпизод пропущен, процесс редактирования начинался снова. Красивых склеек и переходов практически не существовало. Чтобы сделать плавную смену кадра, требовалось уже 3 магнитофона — 2 передающих и 1 записывающий. Связаны они были видеомикшером, который накладывал одну ленту на другую и получался какой-никакой переход. Примеры линейного монтажа можно найти в любом немом кино и фильмах первой трети 20 века, например, «Унесенные ветром» (1939).

Система нелинейной обработки ленты

Недостатки линейного монтажа

Помимо того, что этот вид обработки материала занимал много времени и требовал максимальной концентрации монтажера, приходилось мириться и с другими недостатками линейного монтажа видео. Когда ленту многократно прогоняют через контроллер, ее поверхность истирается, отчего падает качество самой картинки. Помните мерцающие блики на экране при просмотре старых черно-белых фильмов? Виновата как раз та самая многоразовая «прогонка» через аппарат.

К тому же стоимость оборудования — видеомагнитофонов, микшера, контроллера, пленки — достигала десятков тысяч долларов. Да и приемов редактирования было немного. Выбора переходов между начальными титрами и первой сценой, например, было ограниченное количество — сворачивание, складывание, угасание кадра перед следующей картинкой.

Переход от заставки к первому эпизоду в фильме «Любовь и голуби» (1985)

Почему этот способ продолжает существовать

Сегодня технология линейного монтажа является актуальной при съемке спортивных матчей в прямом эфире и на трансляциях ток-шоу. Режиссер монтирует картинку за счет использования нескольких камер и изменения планов.

Прямые эфиры тоже монтируются — в режиме реального времени

Нелинейный монтаж

Этот вид пришел в киноиндустрию вместе с компьютерными технологиями. Пленки старых киноаппаратов пылятся в архивах, а свежие блокбастеры и оскароносные драмы производится в цифровых программах для обработки видео.

Особенности технологии

Нелинейный монтаж — что это? Главная особенность нелинейного монтажа в его неупорядоченности. Теперь не нужно следить за движением ленты — в любой момент вы можете переключиться к нужному фрагменту, переместить его или удалить. На любом этапе картинку можно отредактировать через программы для нелинейного монтажа:

  • использовать цветокоррекцию;
  • добавить субтитры и заставку;
  • сменить переходы между кадрами;
  • изменить музыкальное сопровождение.

Теперь каждый человек может поучаствовать в создании нелинейного монтажа и подготовить собственную видеоисторию. Для начинающих есть программы, в которых не нужно долго копаться с настройками. Например, видеоредактор ВидеоМОНТАЖ.

Интерфейс программы для нелинейной обработки ВидеоМОНТАЖ

В нем можно настраивать длину записи, стабилизировать и улучшать картинку, накладывать эффекты и менять озвучку. Во встроенной коллекции есть более 200 музыкальных композиций, которыми можно украсить звуковой фон. Готовый проект легко сконвертировать в любой из популярных форматов или сразу отправить на YouTube.

Преимущества нелинейного монтажа

Цифровому файлу без разницы, сколько раз вы будете его переносить или исправлять — качество от этого никак не изменится. Перейти к нужной части клипа можно когда угодно, а обилие аудионастроек, эффектов и переходов превращают обработку видеоматериала в настоящий творческий процесс. К тому же программы для монтажа видео предоставляют пользователям либо бесплатный демо-период, либо распространяются полностью бесплатно, так что попробовать их в деле может каждый.

Заключение

Мы выяснили, чем отличается нелинейный монтаж от линейного — в порядке обработки материала. В одном случае это последовательный и кропотливый труд над каждым метром пленки, а в другом — свободная, можно сказать, беспорядочная обработка. И тот и другой метод продолжают существовать, поскольку для обоих находится своя особая сфера применения.

Источник

Anikeev’s blog

Это статья для тех, кто пытается разобраться в разнице между линейным и нелинейным монтажом и сопутствующими преимуществами с недостатками, не имея особых знаний в этой области. Поэтому объяснять буду на пальцах.

Линейный и нелинейный монтаж — термины, которые можно применить только к электронному видео. В кинопроизводстве не существует такого разделения.

Сначала был просто монтаж…

Монтаж киноплёнки подразумевал работу с самим носителем. Плёнку можно было резать и склеивать в любых местах. Режиссёр мог вбежать в монтажную комнату с более качественно отснятым дублем в любое время: плёнку отматывали на нужный фрагмент, вырезали некачественный дубль и вклеивали новый. Тут всё просто. Настолько просто, что плёнка в кинематографе только в самое последнее время стала вытесняться цифрой.

Линейный монтаж

Линейный монтаж появился с видеомагнитофонами и электронным способом записи видео-аудиосигнала. Потому что сигнал записывается хитрым образом: из ленты нельзя вырезать неудачный дубль и вклеить новый — появятся помехи. Поэтому все сцены на кассету записывались последовательно — линейно. Впрочем, никто не называл линейный монтаж линейным до появления нелинейного монтажа. Точно так же, как никто не станет называть первую часть фильма первой, пока не появится вторая.

Но давайте начнём с музыки…

Вы, вероятно, уже делали это!

Возможно, у вас не было сразу двух видеомагнитофонов. Но наверняка многие застали эпоху двухкассетных магнитофонов и музыкальных центров, а значит — занимались линейным монтажом.

Представьте: у вас есть кассета, на которую нужно записать сборник любимых песен — это мастер. И есть компакт-диск или кассета, откуда эти песни нужно переписать — это источник. Загвоздка в том, что на источнике песен много, а нравятся вам только некоторые, не все подряд.

И вот что вы делаете: ставите одну кассету на запись, другую на начало первой любимой песни и одновременно отжимаете кнопки паузы, запуская проигрывание и запись. Любимая песня закончилась, вы ставите запись на паузу и ищете следующую достойную песню на источнике. Нашли — ставите источник на паузу перед песней, затем одновременно отжимаете паузы и записываете вторую песню. Последовательная запись с источника на мастер — это и есть линейный монтаж. Вы могли записать песни с разных дисков или кассет на одну кассету, последовательно меняя источник и своевременно включая запись.

А теперь — видео!

Что-то подобное проделывали и обладатели видеокамер, переписывая с кассеты-источника не всё подряд, а избранные фрагменты на мастер-плёнку в видеомагнитофоне. Некоторым родственникам требовалось записать на одну кассету сразу несколько записей с разных кассет — это тоже в своём роде линейный монтаж.

Назад в будущее

Двухкассетники, музыкальные центры и любительские видеокамеры с видеомагнитофонами — это то, что можно было отечественному человеку застать в конце 80-х и позже. А первые «видеомагнитофоны» для телевещания работали с середины 50-х до середины 80-х в Мире и с 60-х до начала нулевых в этой стране. Тогда же появился и успешно развивался линейный монтаж (который тогда никто не называл линейным).

Преимущество линейного монтажа — лайв-монтаж

Линейный монтаж можно считать безоговорочным лидером в деле производства телепрограмм различной направленности. Обычно на съёмочной площадке ставят несколько камер, а режиссёр лайв-монтажа записывает мастер-плёнку, переключая источники и создавая динамику. Такой монтаж позволяет создавать мастер-плёнку без пауз, «на лету». Всевозможные ток-шоу, спортивные мероприятия, прямые трансляции попросту невозможны без линейного монтажа. И не забывайте, что видеокамеру скрестили с устройством записи относительно недавно, а до этого времени каждая камера подключалась к отдельному магнитофону, или — сквозь пульт режиссёра линейного монтажа — несколько камер писались на один магнитофон.

Приёмы, стандартные для линейного лайв-монтажа видеосигнала, были практически невозможны в обычном кинематографе. Представьте, что запись спортивной трансляции ведётся на киноплёнку. В итоге вы получаете материал для монтажа только после события (с задержкой), и с каждой камеры — километры киноплёнки. Неудобненько.

Линейный монтаж на лету — лучшее, что было, но…

Необходимость делать монтаж с паузами тоже была. И это тоже линейный монтаж. Не думайте, что нелинейный и линейный это как оффлайн и онлайн — в прямом эфире и нет. Про нелинейный монтаж вообще пока не думайте — его ещё нет.

В общем, величайшим геморроем линейного монтажника были всевозможные вставки, накладки и переходы. Сегодня вы просто вставляете между двумя клипами скрипт смены кадра через «перелистывание», а раньше для этого требовалось три профессиональных видеомагнитофона и видеопульт — это минимум. Два магнитофона использовались в качестве источников: на одном видео «до», на втором «после» смены кадра. Видеопульт обеспечивает плавный переход. На третий магнитофон пишется готовый результат. И всю эту технику надо было синхронизировать между собой.

Так выглядит типичный «интерфейс» пишущего магнитофона. Вся эта куча кнопочек и лампочек была реально нужна. На непишущих магнитофонах их было не сильно меньше. И если вы думаете, что это полный абзац, то позвольте показать что творилось сзади каждого такого магнитофона.

В отличие от обычных бытовых видиков, где на звук и видео нужно было всего два «тюльпанчика», профессиональные решения имели два разъёма на аудио, несколько разъёмов на видео и до кучи служебные соединения для подключения контрольных панелей, видеопультов, сигналов синхронизации и прочего. Я детально не вникал, но видеосигнал там передавался не композитный тюльпановый, а компонентный. Что-то похожее вы можете видеть в современных DVD-проигрывателях и ресиверах, где видео передаётся тремя-четырьмя «тюльпанами», вместо одного.

Э-э-э-э, а что такое «тюльпаны»?

Тюльпаном называют соединение типа RCA (как гнездо, так и штекер теперь). Первые штекеры выпускались не с цельным кольцом, а лепестковым и по форме действительно чем-то напоминали тюльпан. Сегодня повсеместно распространены штекеры с цельным кольцом (так дешевле), но название осталось и распространилось не только на штекеры, но и на сам разъём.

Очевидный недостаток линейного монтажа

Представьте: мастер-плёнка готова, но тут вбегает режиссёр с кассетой и требует заменить один дубль другим. Мастер-плёнка тут же становится обычным источником, кассета режиссёра вторым источником, а новая чистая кассета объявляется мастером. И уже на неё пишется всё с прошлого мастера, затем новый дубль, затем остаток материала с бывшего мастера. Постоянные перезаписи, конечно же, сказывались на итоговом качестве, хотя производители предпринимали все мыслимые и немыслимые шаги, чтобы снизить деградацию плёнки. Если попробовать повторить такой трюк на бытовом оборудовании с VHS-кассетами, вы увидите решительное ухудшение качества итоговой записи.

Так когда же появился нелинейный монтаж?!

Формально сам термин популяризовался в 1991 году, вместе с публикацией книги Майкла Рубена. А первая система нелинейного монтажа появилась в 1971 году, работала с чёрно-белым видео, занимала кучу места и стоила как платиновый космический корабль. Монтировать на таком оборудовании ток-шоу было очень затратно, поэтому фактически нелинейный монтаж появился в девяностых, когда сразу несколько компаний сделали компьютерные программы для монтажа.

Компьютерные программы для монтажа: начало

Сначала все компьютерные программы для монтажа только лишь упрощали работу линейщиков. Фактически это был продвинутый монтажный пульт, который мог запомнить все монтажные переходы и склейки, чтобы уменьшить объём работ. Некоторые компьютеры использовались для добавления титров и спецэффектов (но их памяти хватало в лучшем случае на пару минут видео). Потом в эти программы стало возможно загружать упрощённое видео (заведомо худшего качества) и работать уже с ним. Таким образом, оригинальную плёнку требовалось крутить всего два раза: первый раз для ввода видео в систему, а второй в момент записи на мастер.

Ближе к нулевым появились цифровые форматы записи на плёнку и компьютер стал управлять уже цифровыми видеомагнитофонами.

Ну а сегодня технологии дошли до того, что видео с камер хранится прямо на компьютере и на нём же монтируется. Это стало возможным благодаря современным накопителям информации.

Смотрите также

Измельчитель пищевых отходов, он же диспоузер: будущее наступило, пора его принять

Как сэкономить с Nintendo Switch: лучшие бесплатные и не очень дорогие игры

Что делать с утонувшим смартфоном срочно?!

Вторая жизнь старого блока питания ATX — можно ли его использовать в новом компьютере?

Вот как доехать в Крепость-музей Керчь на своей машине

Источник