Что такое розетка витража

Розетка (архитектура)

В архитектуре и отделке , розетка или роза является открытие (залив) в виде розы в стене , в перегородке , в перилах , в застроенное разделении, ограничивающее пространство. Эти отверстия предназначены для того, чтобы обеспечивать день, но не вид. Окно-роза также ранее являлось скульптурным элементом декора, без каких-либо отверстий. Эти элементы имеют симметричную круглую форму с участками изгибов в центре. В истории искусства это большой витраж, то есть набор витражей круглой формы, украшающих церковь.

Исторически слово «розетка» было формально зарезервировано для скульптурного декора, орнамента на стене, а слово «роза» — для обозначения бухты в «форме цветка».

Резюме

История и происхождение

Происхождение круглого окна — окулус (глаз) древнего Рима , символизм которого был солярным. Обычно на вершине куполов находился большой горизонтальный окулус, как в Пантеоне в Риме для наиболее известного примера, а также в Гробе Господнем в Иерусалиме. Но были и вертикальные круглые окна разного диаметра в стенах многих зданий. В раннехристианских церквях поздней античности и высокого средневековья иногда есть окулы, которые по своему расположению являются прообразом средневековых розовых окон. Оконные проемы с решетками из различных материалов (дерево, металл, но также часто из камня), цель которых могла заключаться в ношении окон, которые были небольшими в то время, также были разработаны в античности, но немногие примеры сохранились до наших дней. В византийской архитектуре есть образцы узора пробитых каменных окон.

Читайте также:  Розетка валена лайф слоновая кость

Помимо окон, геометрические узоры розеток, иногда сложные, очень распространены в древнеримских мозаиках.

Этот тип окулуса остается частым в романской архитектуре Италии, базилике Аквилеи .

Римская мозаика, Афины.

Римская мозаика, Рим.

Римская мозаика, Помпеи.

Типичное римское геометрическое окно-роза, Испания.

Декоративные мотивы розеток и розеток очень распространены в искусстве и архитектуре высокого средневековья, а также в вестготском и меровинговском искусстве . Кроме того, у него есть несколько примеров окон с камнем экрана стеной в архитектуре вестготов , которые были в состоянии не достичь до сих пор, как Церковь Святого Иоанна Крестителя — де — Баньос — де — Серрато , датируемая VII — го века, с рудиментарным частичным камнем розетка заключена в подковообразную арку . Этот узор использовался для переноски окон. Из-за редкости архитектурных остатков этого периода нельзя сказать, что в более важных церквях, которые исчезли, не существовало целых окон-розеток. Самые старые из сохранившихся цельных каменных розеток встречаются в астурийской архитектуре . Церковь Сен-Мишель-де-Лилло d’Овьедо , построенный около 848, сохраняет Oculus с камнем окно розы.

Обычный вестготский декор. Археологическая Крипта собора Святой Марии Валенсии , VI — й — VII — го века.

Типичные архитектурные рельефы Меровингов (выставлены в баптистерии Сен-Жан-де-Пуатье ).

Розетки с подсветкой Меровингов , около 700 г.

Декоративные розетки на остатки вестготов базилика Сент — Винсента Мученика Кордовы , VI — й — VII — го века.

Клаустры с розетками церкви Санта-Мария-де-Бендонес, построенной между 792 и 842 годами. Астурийская архитектура.

Церковь Сен-Мишель-де-Лилло д’Овиедо, окно с каменным узором, с окном-розой.

Церковь Сен-Мишель-де-Лилло д’Овиедо, окулус с окном-розой.

Это особенно с романской архитектуры , с XI — го века, каменные розы будут расти и знать их полное развитие, со многими прекрасными образцами дошедших до нас, особенно во Франции, сначала в Италии и Германии, а затем по всей Европе. Это искусство достигнет своего пика в готической архитектуре , диаметр которой может стать значительным. Развитие технического мастерства и воображение архитекторов объясняют, что на протяжении десятилетий «дизайн вокруг окулуса становится более сложным , чтобы освободить место для необычных мистических калейдоскопов » .

Мифология розы переведена в архитектуру и украшение

Он устанавливает розовое имя в архитектуре церквей в бухту на английском, французском, немецком, испанском, португальском . и в конце XVI — го веке название бухты в стене заменяется его простонародным имя розетка. Но если местная культура страны, где эта архитектура появится позже, основана на различных концепциях архитектуры, термин, первоначально сохраненный, скорее, является поздним термином «розетка», а не «роза», в том числе в Италии, которая отвергла готическое искусство. Одна из причин отказа от термина «роза» заключается в том, что розетка является результатом изображения нескольких цветов с точки зрения ботанической науки: розы Израиля , шиповника , ветреницы , колхикума … Это разнообразие. поэтому и в формах.

В архитектуре мечетей присутствует цветочный мотив окна-розы, украшающий его сферические своды.

Архитектура современных синагог в Соединенных Штатах также имеет окно-розу как залив (когда оно не появляется на Звезде Давида ).

Эта архитектура, изображенная на розе, с ее изначальной символикой, традиционно несет тайну жизни и смерти и любви. Это транскультурный перевод наблюдения за жизнью. Например, в Древнем Египте стелы и астральные знаки луны и солнца иногда пересекаются по мотиву «розы», или в карфагенской цивилизации рисунки на стелах имеют эту формулировку «розового» ( топет Карфагена ). Они символы вечности.

Архитектура христианских церквей, в свою очередь, несет в себе свои трансцендентные символы — Rosa mystica . Окно-роза образует каменную опору ( узор ) большого витража или представляет собой проем круглой формы, собранный для украшения в церкви. Старое название этой бухты формула в архитектурной стене, пока в XIX — го века, только розовое. Окно-роза присутствует в позднем романском стиле в нижней части нефа и, прежде всего (это одно из изобретений с заостренной аркой), в готическом стиле — в его нынешнем смысле, который выходит за рамки простого императивно круглого проема, а скорее — проем с вышивкой камнем или металлом — на концах центрального сосуда или рукавов трансепта . Окно-роза также присутствует в современном ( неоготический стиль ) и в современных неисторических церковных стилях , включая необработанный бетон ( брутализм ).

Наиболее известные примеры — розовые окна Шартрского собора и Нотр-Дам-де-Пари над порталом во Франции .

Исторически сложилось так, что окно-роза — это прежде всего украшение, это украшение продолжается. Окно-розетка состоит из лепных украшений этой круглой формы, используемых в основном в архитектуре. Она украсила мрамором фонтаны Помпеи . Он использовался для украшения потолочных шкафов , в том числе в цилиндрических сводах . Он украшает классическую светскую архитектуру, такую ​​как купол Храма Любви в Малом Трианоне в парке Версальского дворца. Он украшает цветочные фасады в стиле модерн в Бельгии.

Архитектура розеток

Церковные розы

Розетку правильнее называть «розой», когда она обозначает проем или окно. Розы готического искусства сделаны по рисунку средневекового архитектора, у которого есть ряд элементов, которые будут соединены вместе.

Первые розовые фасады являются аббатства Сен-Дени и трансепта церкви Сент-Этьен в Бове , в середине XII — го века.

Затем идут большие розы первого готического искусства, сделанные из окулей, сопоставленных в Лозанне и трансепте Лаона , затем около 1200 г. розы со спицами, как на фасаде Нотр-Дам-де-Пари: намек на колесо все еще очень близко ажурный камень лучистыми лучами типа ступицы. Сияющие розы в готическом стиле — самые распространенные и известные; они состоят из узора, который можно удалить или изменить независимо от структуры стены. Следует отметить , что эти розы претерпели глубокие реставрации XIX — го века. Таким образом, оригинальные элементы трансепта Сен-Дени были помещены внутри базилики, что позволяет внимательно наблюдать за ними.

Пылающие розы с узорами, напоминающими пламя, особенно сложны и богаты и очень рано привлекли интерес искусствоведов в позднем средневековье. Архитекторы Мартин Chambiges и Пьер Я эр Chambiges сделали это таким образом свою торговую марку в своих соборах Sens, Бова , Труа и Сенл .

Источник

Французские готические витражи — история средневековых витражей, фото (Часть 2)

В предыдущей части статьи о готических витражах мы рассмотрели их общую характеристику: символическое значение, классификацию их по типам и подробно описали процесс изготовления (см. готические витражи, Часть 1). В этой, и последующих статьях, мы будем говорить о национальных традициях витражного искусства европейских стран, на примерах конкретных работ различных эпох. Начинаем мы наш обзор, естественно, с французского готического стиля.

Франция – это страна, в которой зародился готический стиль, именно здесь были сформулированы его основы и построены первые крупные соборы. На протяжении нескольких столетий, с XII века, стиль назывался французским (готика – это позднее название), а французские постройки считались эталоном, на них равнялись мастера других европейских стран. Витражное искусство во Франции пережило несколько этапов развития, постоянно совершенствовалось. В нашем обзоре вы увидите, как менялся облик витражей в разные века.

Важнейшие соборы и церкви средневековой Франции:

  • Церковь Сен-Дени – первая значительная постройка в готическом стиле. Именно в ней были созданы первые большие витражные окна. К сожалению, до наших дней дошли только отдельные фрагменты первых работ. Сейчас витражи Собора представляют собой обновлённые композиции, лишь напоминающие средневековые.
  • Шартрский собор – настоящий шедевр французской готики. В городе Шартр находились крупнейшие стекольные мастерские XIII века, поэтому его витражи считались лучшими творениями своего времени.
  • Капелла Сент-Шапель – часовня, построенная для хранения христианских реликвий в Париже. В ней было применено сплошное остекление, все её стены — витражные полотна.
  • Нотр–Дам– де-Пари – главный собор города Парижа. Его витражи не только уникальны, но и самые знаменитые.
  • Собор в Бурже. В нём сохранились не только средневековые композиции, но и добавлены витражи в неоготическом стиле XX века.
  • Собор в Труа. Большая коллекция витражных окон, выполненных в период с XIII по XVI века.

Застекление соборов витражами, зачастую происходило на протяжении нескольких столетий, поэтому многие храмы представляют собой настоящие музеи готических витражей. В одном здании можно найти витражные композиции совершенно разных периодов, выполненные в совершенно разных стилях. Крупнейшие готические соборы даже в XX веке обновляли окна в соответствии с новейшими стилистическими традициями живописи.

1. Ранняя готика: кон. XII в. – нач. XIII.

Технологии производства витражей существовали задолго до XII века, мастера предшествующего романского периода уже умели украшать окна стеклянными мозаиками. Поэтому французы не придумывали ничего нового, а полностью заимствовали знания предшественников. Принципиальное отличие новых построек заключалось в количестве и размерах окон, благодаря новой, каркасной системе возведения зданий, окна сильно увеличились в размерах. С определённого времени архитекторы начали рассматривать здание, как каркас для оконных проёмов. Таким образом витражи быстро стали основным элементом декоративного оформления интерьера, что дало импульс к развитию витражного искусства.

Окна романских зданий были узкими и высокими (ланцетные окна), если они закрывались витражами, то как правило, на них изображалась только одна фигура святого. Подобный стиль долго использовался готическими мастерами, но они стали располагать ланцетные окна рядами и образовывать целые композиции.

На примере, выше, показан ряд окон, высотой 7,5 м, в Шартрском соборе, размещённых под главным окном-розой (см. витраж Роза Франции в Шартре). На них изображено пять фигур христианских святых, в центре — Дева Мария в младенчестве на руках ее матери, Святой Анны. По бокам находятся еще четыре таких же окна с фигурами из Ветхого Завета. Каждая из этих стоящих фигур изображена символически торжествующей над врагом, изображенным в основании ланцета под ними: Давид над Саулом, Аарон над фараоном, святая Анна над Синагогой.

Смотрите также описание знаменитого витража XII в. в Шартре: Богоматерь с младенцем (Окно голубой девы)

Другим новшеством стали витражи с глубокой детализацией и сложным сюжетом, они использовались для иллюстрации библейских сказаний. Витраж в Сен-Дени позволяет оценить цветовое разнообразие палитры мастеров того времени: красный и синий цвета доминируют в орнаменте, что является типичным для XII века. Для изображения фигур используются также желтый, белый, зеленый, разные оттенки фиолетового и т.п. Типичными являются и очертания фигур: изящные и тонкие формы тела сочетаются с довольно крупными головами, у которых своеобразно выдаются кости черепа. Композиция составлялась из цветных стекол, а детали лиц и складки на одежде прорисовывались отдельно чёрным или тёмно-серым цветами. К сожалению, на оригинальных средневековых витражах прорисовка сохранилась очень плохо.

Используя возможности нового стиля, мастера начали составлять большие сюжетные композиции. Каждое большое и важное окно в ранней готике имело тему, например, «Страсти Христовы», иллюстрированные десятками отдельных медальонов. В высоких стрельчатых окнах на каждом уровне было по одному-два медальона, максимум три, каждое размером не более квадратного метра. Круглые медальоны разделялись широкими каймами с геометрическим или растительным орнаментом. Сюжет можно было прочитать от медальона до медальона, обычно, снизу-вверх.

Особо исследователи отмечают решение складок на драпировках в готических витражах Буржа и Шартра. Драпировки в манере, которая именовалась «стилем плоских складок», являются одной из отличительных черт ранней готики: их можно встретить до 30-х годов XIII века.

Ещё одно заимствование из романской архитектуры – это круглые окна розы, которые сильно усложнились и стали играть роль центральной витражной композиции здания. Розетки имели важное символическое значение для католической архитектуры, они символизировали вселенную и изменчивость нашего мира.

На центральной композиции розы в Лозаннском Соборе изображено сотворение мира, а вокруг запечатлены времена года и месяцы, знаки зодиака, четыре основные стихии, четыре ветра и четыре реки Рая. Времена года показаны в виде небольших зарисовок людей и их занятий. Перечисленные элементы символизируют Вселенную, а ход времени проассоциирован с тем, какие работы свойственно совершать человеку в разные месяцы года.

Застекление витражами, зачастую, продолжалось несколько столетий (из-за высокой стоимости производства), поэтому окна, для которых витражи не были изготовлены закрывались витражами с орнаментальным рисунком.

Витраж со сценами жизни Христа, Шартрский собор, 12 в.

Древо Иессеево (генеалогия Христа) Шартрский собор, 13 в.

Жизь Иоанна Крестителя, Собор в Бурже, 13 в.

Избиение младенцев (сюжетная миниатюра), Шартр, 13 в.

Иисус несет на Голгофу свой крест. Фрагмент витража в Буржском соборе.

Искушение Христа, Шартр, 13 в.

2. Зрелая готика: XIII век (лучистый стиль)

К середине XIII века во Франции уже работало несколько крупных мастерских в разных городах, каждая из которых имела свой стиль. Однако, «большие стройки» в крупных городах заставили эти стили смешаться, так как витражи заказывали одновременно в разных мастерских. Шло строительство больших соборов: в Шартре, в Бурже и в городе Санс.

Со временем окна становились больше по размеру. В изображениях использовались более простые геометрические узоры, но, в то же время, более выразительные лица фигур, которые можно было увидеть издалека. Пространство вокруг фигур часто украшали растительным или цветочным орнаментом.

На смену простому геометрическому делению полотна на сюжеты пришли более сложные композиции с использованием орнаментов.

сохранить Автор Капелла Сент-Шапель, Франция

Крупнейшей и самой яркой постройкой второй половины XIII века стала Капелла Сент-Шапель в Париже (1243-1248). Она представляет собой непрерывную стену из цветного стекла высотой 15 метров вокруг трех сторон часовни. Там был создан самый обширный повествовательный витражный цикл, насчитывающий 1134 сцен в 15 окнах. Несколько изображений миниатюр этих витражей смотрите ниже.

  • Детали из окна по книге Иисуса Навина, Сент-Шапель

Пир Олоферна и Юдифь, Окно по книге Юдифь, Сент-Шапель

Сатана просит Бога проверить Иова, Сент-Шапель

Деталь окна-розы в Нотр-Дам-де-Пари, 13 в.

3. Французские витражи позднего периода готики: XIV-XV века (пламенеющий стиль)

К XIV веку в Европе начинается период бурного развития станковой живописи (особенно в Италии): появилось новое понимание перспективы, пространственной глубины и реалистичности. Новые перемены в искусстве не могли не оказывать влияния на художников витражистов. Если в XII веке большинство рисунков воспринималось, как символическое изображение, то теперь началось глобальное движение в сторону реализма. Поначалу это вызвало отторжение у художников по стеклу, считалось что реалистичное изображение негативно будет влиять на композицию, но прогресс было невозможно остановить.

Также, к XIV веку произошёл существенный прогресс в технологии изготовления стекла. Во-первых, сильно расширилась палитра цветов, стеклодувы научились получать разные оттенки в широком спектре. Во-вторых, была решена проблема с белым цветом благодаря новой технике травления стекла с использованием серебра. Всё это позволило создавать изображения более высокого качества. В этот период всё внимание архитекторов и декораторов было сосредоточено на новых соборах в городах Труа, Эвре, Руан и Бурже.

К середине XIV века композиция стала совершенно иной, в новых витражах внимание сосредотачивалось на одном изображении, которое окружалось белым или серым стеклом с орнаментами. Сложные сюжетные витражи с большим количеством медальонов ушли в прошлое. Новый стиль был вызван желанием сделать внутренние помещения более освещенными, а изменившаяся техника изготовления стекла как раз позволяла это сделать. Новое белое стекло было гораздо светлее и прозрачнее.

В Капелле Сент-Шапель, построенной в XIII, спустя 300 лет было создано новое окно — роза-апокалипсис. Вероятно, это последняя крупная работа круглого витража, которая была выполнена с учётом традиций прошлого. Работа стала важным символом перехода к новой традиции. С одной стороны, авторы стремились соответствовать классическим правилам: сложный витраж с составным сюжетом и символическими изображениями, такие уже почти вышли из моды к тому моменту. С другой стороны, гамма красок уже гораздо богаче, а прорисовка тоньше. Стиль изображения был уже другим, краска на стекле использовалась с исключительным реализмом.

Сюжетные витражи также создавались, но они стали иметь более простое оформление. Витраж делится на чёткие прямоугольные секции, в каждой из которых один сюжет. Но прорисовка стала гораздо более яркой. Видно, как мастера выбирали приемлемую форму иллюстрации, балансируя между реализмом и символизмом.

сохранить Автор Дворец Жака Кёра, 15 век, Франция

В целом, изображения новых витражей стали всё больше походить на реалистичные картины. Именно в XV веке витражи начинают использовать в жилых помещениях, ведь до этого существовала церковная монополия, витражи считались атрибутом интерьера исключительно соборов. Один из самых богатых людей Франции – Жак Кёр, построил особняк в готическом стиле и заказал для него более 30 витражей. К сожалению, до наших дней дошёл только один, он хранится в музее. На витраже изображён корабль – символ того, что владелец дома управляет торговым флотом. Смотрите статью: Особняк Кёра в Бурже.

  • Окно в Кафедральном соборе города Тур, 14-16 вв.

Детали, Окно в Кафедральном соборе города Тур, 14 в

Аббатство Сен-Уэн в Руане, 15 в.

Окно 12 апостолов, Собор в Труа, 14 в.

Фрагмент витража Соборе в Эвре, 15 в.

Святой Павел, Собор в Руане, 15 в.

Сюжетные витражи 16 в., Церковь Св.Марии Магдалины в Труа

Деталь витража Древо Иессея в Сансе, 16 в.

Витраж Страстей, Церковь Св.Марии Магдалины в Труа, 1490

4. Развитие витражного искусства во Франции после XV века, неоготика

В XV веке Франция постепенно утратила свое господство в Европе, так как международный готический стиль, особенно в Германии и Фландрии, приобрел известность. Однако, к XVI веку пришла в упадок и немецкая школа, оказалось, что настенные фрески гораздо дешевле и проще, а эффект на зрителя они оказывают не меньший. Длительный период готики завершился и сменился стилями эпохи возрождения.

Однако, в XIX веке в моду входит новый стиль – «историзм», основанный на интересе и возрождении средневековых традиций архитектуры. Готика становится одним из популярных направлений (см. статью готические замки XIX века), интерес к витражному искусству возродился. Появились целые сообщества, которые занялись возрождением и реставрацией старых соборов, многие из которых пришли в упадок. Нельзя сказать, что в этот период во Франции появился какой-то новый уникальный стиль, но технологии производства витражей возродились и обогатились научными достижениями XIX века. Оконные композиции многих церквей начали обновляться.

Витражи XIX века легко заметить по хорошему качеству и прорисовке, в отличии от средневековых стекол они ещё не успели устареть и выцвести. Их линии чёткие, ясные, а цветовая палитра состоит из множества оттенков.

сохранить Автор Жан Базен

Совершенствование французских соборов продолжилось и в XX веке. Появилось направление неоготики, художники начали создавать свои работы в стилях, характерных для XX века (авангард, кубизм, абстракционизм).

Ссылки. Цикл статей о готических окнах и витражах

Часть 1. Общие вводные статьи по теме

  1. Традиционные готические окна – классификация видов окон, декоративное оформление орнаментами;
  2. Круглые окна розы в готическом стиле
  3. Готические витражи– история, типы витражей, техника изготовления;

Часть 2. Национальные разновидности готических витражей

  1. Французские готические витражи – эволюция витражного искусства во Франции от средних веков до эпохи Возрождения
  2. Английские готические витражи – особенности технологии разных периодов, включая период готического возрождения XIX века.

Часть 3. Расшифровка средневековых сюжетных витражей

  1. Расшифровка витража «Добрый самаритянин» из Шартрского собора во Франции, XII в.
  2. Расшифровка витража «Роза Апокалипсис» в парижской капелле Сент-Шапель, XV в.

Часть 4. Рейтинги знаменитых витражных работ

  1. 10 знаменитых готических витражейцерковных соборов периода средневековья
  2. 10 лучших неоготических витражей 20 века – произведения знаменитых художников авангардистов, выполненные для церквей и соборов
  3. 10 самых оригинальных и необычных витражей в истории
  4. 10 знаменитых витражных розеток для готических круглых окон в католических соборах.

Источник