- Розетка (архитектура)
- Резюме
- История и происхождение
- Мифология розы переведена в архитектуру и украшение
- Архитектура розеток
- Церковные розы
- Французские готические витражи — история средневековых витражей, фото (Часть 2)
- 1. Ранняя готика: кон. XII в. – нач. XIII.
- 2. Зрелая готика: XIII век (лучистый стиль)
- 3. Французские витражи позднего периода готики: XIV-XV века (пламенеющий стиль)
- 4. Развитие витражного искусства во Франции после XV века, неоготика
- Ссылки. Цикл статей о готических окнах и витражах
Розетка (архитектура)
В архитектуре и отделке , розетка или роза является открытие (залив) в виде розы в стене , в перегородке , в перилах , в застроенное разделении, ограничивающее пространство. Эти отверстия предназначены для того, чтобы обеспечивать день, но не вид. Окно-роза также ранее являлось скульптурным элементом декора, без каких-либо отверстий. Эти элементы имеют симметричную круглую форму с участками изгибов в центре. В истории искусства это большой витраж, то есть набор витражей круглой формы, украшающих церковь.
Исторически слово «розетка» было формально зарезервировано для скульптурного декора, орнамента на стене, а слово «роза» — для обозначения бухты в «форме цветка».
Резюме
История и происхождение
Происхождение круглого окна — окулус (глаз) древнего Рима , символизм которого был солярным. Обычно на вершине куполов находился большой горизонтальный окулус, как в Пантеоне в Риме для наиболее известного примера, а также в Гробе Господнем в Иерусалиме. Но были и вертикальные круглые окна разного диаметра в стенах многих зданий. В раннехристианских церквях поздней античности и высокого средневековья иногда есть окулы, которые по своему расположению являются прообразом средневековых розовых окон. Оконные проемы с решетками из различных материалов (дерево, металл, но также часто из камня), цель которых могла заключаться в ношении окон, которые были небольшими в то время, также были разработаны в античности, но немногие примеры сохранились до наших дней. В византийской архитектуре есть образцы узора пробитых каменных окон.
Помимо окон, геометрические узоры розеток, иногда сложные, очень распространены в древнеримских мозаиках.
Этот тип окулуса остается частым в романской архитектуре Италии, базилике Аквилеи .
Римская мозаика, Афины.
Римская мозаика, Рим.
Римская мозаика, Помпеи.
Типичное римское геометрическое окно-роза, Испания.
Декоративные мотивы розеток и розеток очень распространены в искусстве и архитектуре высокого средневековья, а также в вестготском и меровинговском искусстве . Кроме того, у него есть несколько примеров окон с камнем экрана стеной в архитектуре вестготов , которые были в состоянии не достичь до сих пор, как Церковь Святого Иоанна Крестителя — де — Баньос — де — Серрато , датируемая VII — го века, с рудиментарным частичным камнем розетка заключена в подковообразную арку . Этот узор использовался для переноски окон. Из-за редкости архитектурных остатков этого периода нельзя сказать, что в более важных церквях, которые исчезли, не существовало целых окон-розеток. Самые старые из сохранившихся цельных каменных розеток встречаются в астурийской архитектуре . Церковь Сен-Мишель-де-Лилло d’Овьедо , построенный около 848, сохраняет Oculus с камнем окно розы.
Обычный вестготский декор. Археологическая Крипта собора Святой Марии Валенсии , VI — й — VII — го века.
Типичные архитектурные рельефы Меровингов (выставлены в баптистерии Сен-Жан-де-Пуатье ).
Розетки с подсветкой Меровингов , около 700 г.
Декоративные розетки на остатки вестготов базилика Сент — Винсента Мученика Кордовы , VI — й — VII — го века.
Клаустры с розетками церкви Санта-Мария-де-Бендонес, построенной между 792 и 842 годами. Астурийская архитектура.
Церковь Сен-Мишель-де-Лилло д’Овиедо, окно с каменным узором, с окном-розой.
Церковь Сен-Мишель-де-Лилло д’Овиедо, окулус с окном-розой.
Это особенно с романской архитектуры , с XI — го века, каменные розы будут расти и знать их полное развитие, со многими прекрасными образцами дошедших до нас, особенно во Франции, сначала в Италии и Германии, а затем по всей Европе. Это искусство достигнет своего пика в готической архитектуре , диаметр которой может стать значительным. Развитие технического мастерства и воображение архитекторов объясняют, что на протяжении десятилетий «дизайн вокруг окулуса становится более сложным , чтобы освободить место для необычных мистических калейдоскопов » .
Мифология розы переведена в архитектуру и украшение
Он устанавливает розовое имя в архитектуре церквей в бухту на английском, французском, немецком, испанском, португальском . и в конце XVI — го веке название бухты в стене заменяется его простонародным имя розетка. Но если местная культура страны, где эта архитектура появится позже, основана на различных концепциях архитектуры, термин, первоначально сохраненный, скорее, является поздним термином «розетка», а не «роза», в том числе в Италии, которая отвергла готическое искусство. Одна из причин отказа от термина «роза» заключается в том, что розетка является результатом изображения нескольких цветов с точки зрения ботанической науки: розы Израиля , шиповника , ветреницы , колхикума … Это разнообразие. поэтому и в формах.
В архитектуре мечетей присутствует цветочный мотив окна-розы, украшающий его сферические своды.
Архитектура современных синагог в Соединенных Штатах также имеет окно-розу как залив (когда оно не появляется на Звезде Давида ).
Эта архитектура, изображенная на розе, с ее изначальной символикой, традиционно несет тайну жизни и смерти и любви. Это транскультурный перевод наблюдения за жизнью. Например, в Древнем Египте стелы и астральные знаки луны и солнца иногда пересекаются по мотиву «розы», или в карфагенской цивилизации рисунки на стелах имеют эту формулировку «розового» ( топет Карфагена ). Они символы вечности.
Архитектура христианских церквей, в свою очередь, несет в себе свои трансцендентные символы — Rosa mystica . Окно-роза образует каменную опору ( узор ) большого витража или представляет собой проем круглой формы, собранный для украшения в церкви. Старое название этой бухты формула в архитектурной стене, пока в XIX — го века, только розовое. Окно-роза присутствует в позднем романском стиле в нижней части нефа и, прежде всего (это одно из изобретений с заостренной аркой), в готическом стиле — в его нынешнем смысле, который выходит за рамки простого императивно круглого проема, а скорее — проем с вышивкой камнем или металлом — на концах центрального сосуда или рукавов трансепта . Окно-роза также присутствует в современном ( неоготический стиль ) и в современных неисторических церковных стилях , включая необработанный бетон ( брутализм ).
Наиболее известные примеры — розовые окна Шартрского собора и Нотр-Дам-де-Пари над порталом во Франции .
Исторически сложилось так, что окно-роза — это прежде всего украшение, это украшение продолжается. Окно-розетка состоит из лепных украшений этой круглой формы, используемых в основном в архитектуре. Она украсила мрамором фонтаны Помпеи . Он использовался для украшения потолочных шкафов , в том числе в цилиндрических сводах . Он украшает классическую светскую архитектуру, такую как купол Храма Любви в Малом Трианоне в парке Версальского дворца. Он украшает цветочные фасады в стиле модерн в Бельгии.
Архитектура розеток
Церковные розы
Розетку правильнее называть «розой», когда она обозначает проем или окно. Розы готического искусства сделаны по рисунку средневекового архитектора, у которого есть ряд элементов, которые будут соединены вместе.
Первые розовые фасады являются аббатства Сен-Дени и трансепта церкви Сент-Этьен в Бове , в середине XII — го века.
Затем идут большие розы первого готического искусства, сделанные из окулей, сопоставленных в Лозанне и трансепте Лаона , затем около 1200 г. розы со спицами, как на фасаде Нотр-Дам-де-Пари: намек на колесо все еще очень близко ажурный камень лучистыми лучами типа ступицы. Сияющие розы в готическом стиле — самые распространенные и известные; они состоят из узора, который можно удалить или изменить независимо от структуры стены. Следует отметить , что эти розы претерпели глубокие реставрации XIX — го века. Таким образом, оригинальные элементы трансепта Сен-Дени были помещены внутри базилики, что позволяет внимательно наблюдать за ними.
Пылающие розы с узорами, напоминающими пламя, особенно сложны и богаты и очень рано привлекли интерес искусствоведов в позднем средневековье. Архитекторы Мартин Chambiges и Пьер Я эр Chambiges сделали это таким образом свою торговую марку в своих соборах Sens, Бова , Труа и Сенл .
Источник
Французские готические витражи — история средневековых витражей, фото (Часть 2)
В предыдущей части статьи о готических витражах мы рассмотрели их общую характеристику: символическое значение, классификацию их по типам и подробно описали процесс изготовления (см. готические витражи, Часть 1). В этой, и последующих статьях, мы будем говорить о национальных традициях витражного искусства европейских стран, на примерах конкретных работ различных эпох. Начинаем мы наш обзор, естественно, с французского готического стиля.
Франция – это страна, в которой зародился готический стиль, именно здесь были сформулированы его основы и построены первые крупные соборы. На протяжении нескольких столетий, с XII века, стиль назывался французским (готика – это позднее название), а французские постройки считались эталоном, на них равнялись мастера других европейских стран. Витражное искусство во Франции пережило несколько этапов развития, постоянно совершенствовалось. В нашем обзоре вы увидите, как менялся облик витражей в разные века.
Важнейшие соборы и церкви средневековой Франции:
- Церковь Сен-Дени – первая значительная постройка в готическом стиле. Именно в ней были созданы первые большие витражные окна. К сожалению, до наших дней дошли только отдельные фрагменты первых работ. Сейчас витражи Собора представляют собой обновлённые композиции, лишь напоминающие средневековые.
- Шартрский собор – настоящий шедевр французской готики. В городе Шартр находились крупнейшие стекольные мастерские XIII века, поэтому его витражи считались лучшими творениями своего времени.
- Капелла Сент-Шапель – часовня, построенная для хранения христианских реликвий в Париже. В ней было применено сплошное остекление, все её стены — витражные полотна.
- Нотр–Дам– де-Пари – главный собор города Парижа. Его витражи не только уникальны, но и самые знаменитые.
- Собор в Бурже. В нём сохранились не только средневековые композиции, но и добавлены витражи в неоготическом стиле XX века.
- Собор в Труа. Большая коллекция витражных окон, выполненных в период с XIII по XVI века.
Застекление соборов витражами, зачастую происходило на протяжении нескольких столетий, поэтому многие храмы представляют собой настоящие музеи готических витражей. В одном здании можно найти витражные композиции совершенно разных периодов, выполненные в совершенно разных стилях. Крупнейшие готические соборы даже в XX веке обновляли окна в соответствии с новейшими стилистическими традициями живописи.
1. Ранняя готика: кон. XII в. – нач. XIII.
Технологии производства витражей существовали задолго до XII века, мастера предшествующего романского периода уже умели украшать окна стеклянными мозаиками. Поэтому французы не придумывали ничего нового, а полностью заимствовали знания предшественников. Принципиальное отличие новых построек заключалось в количестве и размерах окон, благодаря новой, каркасной системе возведения зданий, окна сильно увеличились в размерах. С определённого времени архитекторы начали рассматривать здание, как каркас для оконных проёмов. Таким образом витражи быстро стали основным элементом декоративного оформления интерьера, что дало импульс к развитию витражного искусства.
Окна романских зданий были узкими и высокими (ланцетные окна), если они закрывались витражами, то как правило, на них изображалась только одна фигура святого. Подобный стиль долго использовался готическими мастерами, но они стали располагать ланцетные окна рядами и образовывать целые композиции.
На примере, выше, показан ряд окон, высотой 7,5 м, в Шартрском соборе, размещённых под главным окном-розой (см. витраж Роза Франции в Шартре). На них изображено пять фигур христианских святых, в центре — Дева Мария в младенчестве на руках ее матери, Святой Анны. По бокам находятся еще четыре таких же окна с фигурами из Ветхого Завета. Каждая из этих стоящих фигур изображена символически торжествующей над врагом, изображенным в основании ланцета под ними: Давид над Саулом, Аарон над фараоном, святая Анна над Синагогой.
Смотрите также описание знаменитого витража XII в. в Шартре: Богоматерь с младенцем (Окно голубой девы)
Другим новшеством стали витражи с глубокой детализацией и сложным сюжетом, они использовались для иллюстрации библейских сказаний. Витраж в Сен-Дени позволяет оценить цветовое разнообразие палитры мастеров того времени: красный и синий цвета доминируют в орнаменте, что является типичным для XII века. Для изображения фигур используются также желтый, белый, зеленый, разные оттенки фиолетового и т.п. Типичными являются и очертания фигур: изящные и тонкие формы тела сочетаются с довольно крупными головами, у которых своеобразно выдаются кости черепа. Композиция составлялась из цветных стекол, а детали лиц и складки на одежде прорисовывались отдельно чёрным или тёмно-серым цветами. К сожалению, на оригинальных средневековых витражах прорисовка сохранилась очень плохо.
Используя возможности нового стиля, мастера начали составлять большие сюжетные композиции. Каждое большое и важное окно в ранней готике имело тему, например, «Страсти Христовы», иллюстрированные десятками отдельных медальонов. В высоких стрельчатых окнах на каждом уровне было по одному-два медальона, максимум три, каждое размером не более квадратного метра. Круглые медальоны разделялись широкими каймами с геометрическим или растительным орнаментом. Сюжет можно было прочитать от медальона до медальона, обычно, снизу-вверх.
Особо исследователи отмечают решение складок на драпировках в готических витражах Буржа и Шартра. Драпировки в манере, которая именовалась «стилем плоских складок», являются одной из отличительных черт ранней готики: их можно встретить до 30-х годов XIII века.
Ещё одно заимствование из романской архитектуры – это круглые окна розы, которые сильно усложнились и стали играть роль центральной витражной композиции здания. Розетки имели важное символическое значение для католической архитектуры, они символизировали вселенную и изменчивость нашего мира.
На центральной композиции розы в Лозаннском Соборе изображено сотворение мира, а вокруг запечатлены времена года и месяцы, знаки зодиака, четыре основные стихии, четыре ветра и четыре реки Рая. Времена года показаны в виде небольших зарисовок людей и их занятий. Перечисленные элементы символизируют Вселенную, а ход времени проассоциирован с тем, какие работы свойственно совершать человеку в разные месяцы года.
Застекление витражами, зачастую, продолжалось несколько столетий (из-за высокой стоимости производства), поэтому окна, для которых витражи не были изготовлены закрывались витражами с орнаментальным рисунком.
Витраж со сценами жизни Христа, Шартрский собор, 12 в.
Древо Иессеево (генеалогия Христа) Шартрский собор, 13 в.
Жизь Иоанна Крестителя, Собор в Бурже, 13 в.
Избиение младенцев (сюжетная миниатюра), Шартр, 13 в.
Иисус несет на Голгофу свой крест. Фрагмент витража в Буржском соборе.
Искушение Христа, Шартр, 13 в.
2. Зрелая готика: XIII век (лучистый стиль)
К середине XIII века во Франции уже работало несколько крупных мастерских в разных городах, каждая из которых имела свой стиль. Однако, «большие стройки» в крупных городах заставили эти стили смешаться, так как витражи заказывали одновременно в разных мастерских. Шло строительство больших соборов: в Шартре, в Бурже и в городе Санс.
Со временем окна становились больше по размеру. В изображениях использовались более простые геометрические узоры, но, в то же время, более выразительные лица фигур, которые можно было увидеть издалека. Пространство вокруг фигур часто украшали растительным или цветочным орнаментом.
На смену простому геометрическому делению полотна на сюжеты пришли более сложные композиции с использованием орнаментов.
сохранить Автор Капелла Сент-Шапель, Франция
Крупнейшей и самой яркой постройкой второй половины XIII века стала Капелла Сент-Шапель в Париже (1243-1248). Она представляет собой непрерывную стену из цветного стекла высотой 15 метров вокруг трех сторон часовни. Там был создан самый обширный повествовательный витражный цикл, насчитывающий 1134 сцен в 15 окнах. Несколько изображений миниатюр этих витражей смотрите ниже.
Детали из окна по книге Иисуса Навина, Сент-Шапель
Пир Олоферна и Юдифь, Окно по книге Юдифь, Сент-Шапель
Сатана просит Бога проверить Иова, Сент-Шапель
Деталь окна-розы в Нотр-Дам-де-Пари, 13 в.
3. Французские витражи позднего периода готики: XIV-XV века (пламенеющий стиль)
К XIV веку в Европе начинается период бурного развития станковой живописи (особенно в Италии): появилось новое понимание перспективы, пространственной глубины и реалистичности. Новые перемены в искусстве не могли не оказывать влияния на художников витражистов. Если в XII веке большинство рисунков воспринималось, как символическое изображение, то теперь началось глобальное движение в сторону реализма. Поначалу это вызвало отторжение у художников по стеклу, считалось что реалистичное изображение негативно будет влиять на композицию, но прогресс было невозможно остановить.
Также, к XIV веку произошёл существенный прогресс в технологии изготовления стекла. Во-первых, сильно расширилась палитра цветов, стеклодувы научились получать разные оттенки в широком спектре. Во-вторых, была решена проблема с белым цветом благодаря новой технике травления стекла с использованием серебра. Всё это позволило создавать изображения более высокого качества. В этот период всё внимание архитекторов и декораторов было сосредоточено на новых соборах в городах Труа, Эвре, Руан и Бурже.
К середине XIV века композиция стала совершенно иной, в новых витражах внимание сосредотачивалось на одном изображении, которое окружалось белым или серым стеклом с орнаментами. Сложные сюжетные витражи с большим количеством медальонов ушли в прошлое. Новый стиль был вызван желанием сделать внутренние помещения более освещенными, а изменившаяся техника изготовления стекла как раз позволяла это сделать. Новое белое стекло было гораздо светлее и прозрачнее.
В Капелле Сент-Шапель, построенной в XIII, спустя 300 лет было создано новое окно — роза-апокалипсис. Вероятно, это последняя крупная работа круглого витража, которая была выполнена с учётом традиций прошлого. Работа стала важным символом перехода к новой традиции. С одной стороны, авторы стремились соответствовать классическим правилам: сложный витраж с составным сюжетом и символическими изображениями, такие уже почти вышли из моды к тому моменту. С другой стороны, гамма красок уже гораздо богаче, а прорисовка тоньше. Стиль изображения был уже другим, краска на стекле использовалась с исключительным реализмом.
Сюжетные витражи также создавались, но они стали иметь более простое оформление. Витраж делится на чёткие прямоугольные секции, в каждой из которых один сюжет. Но прорисовка стала гораздо более яркой. Видно, как мастера выбирали приемлемую форму иллюстрации, балансируя между реализмом и символизмом.
сохранить Автор Дворец Жака Кёра, 15 век, Франция
В целом, изображения новых витражей стали всё больше походить на реалистичные картины. Именно в XV веке витражи начинают использовать в жилых помещениях, ведь до этого существовала церковная монополия, витражи считались атрибутом интерьера исключительно соборов. Один из самых богатых людей Франции – Жак Кёр, построил особняк в готическом стиле и заказал для него более 30 витражей. К сожалению, до наших дней дошёл только один, он хранится в музее. На витраже изображён корабль – символ того, что владелец дома управляет торговым флотом. Смотрите статью: Особняк Кёра в Бурже.
Окно в Кафедральном соборе города Тур, 14-16 вв.
Детали, Окно в Кафедральном соборе города Тур, 14 в
Аббатство Сен-Уэн в Руане, 15 в.
Окно 12 апостолов, Собор в Труа, 14 в.
Фрагмент витража Соборе в Эвре, 15 в.
Святой Павел, Собор в Руане, 15 в.
Сюжетные витражи 16 в., Церковь Св.Марии Магдалины в Труа
Деталь витража Древо Иессея в Сансе, 16 в.
Витраж Страстей, Церковь Св.Марии Магдалины в Труа, 1490
4. Развитие витражного искусства во Франции после XV века, неоготика
В XV веке Франция постепенно утратила свое господство в Европе, так как международный готический стиль, особенно в Германии и Фландрии, приобрел известность. Однако, к XVI веку пришла в упадок и немецкая школа, оказалось, что настенные фрески гораздо дешевле и проще, а эффект на зрителя они оказывают не меньший. Длительный период готики завершился и сменился стилями эпохи возрождения.
Однако, в XIX веке в моду входит новый стиль – «историзм», основанный на интересе и возрождении средневековых традиций архитектуры. Готика становится одним из популярных направлений (см. статью готические замки XIX века), интерес к витражному искусству возродился. Появились целые сообщества, которые занялись возрождением и реставрацией старых соборов, многие из которых пришли в упадок. Нельзя сказать, что в этот период во Франции появился какой-то новый уникальный стиль, но технологии производства витражей возродились и обогатились научными достижениями XIX века. Оконные композиции многих церквей начали обновляться.
Витражи XIX века легко заметить по хорошему качеству и прорисовке, в отличии от средневековых стекол они ещё не успели устареть и выцвести. Их линии чёткие, ясные, а цветовая палитра состоит из множества оттенков.
сохранить Автор Жан Базен
Совершенствование французских соборов продолжилось и в XX веке. Появилось направление неоготики, художники начали создавать свои работы в стилях, характерных для XX века (авангард, кубизм, абстракционизм).
Ссылки. Цикл статей о готических окнах и витражах
Часть 1. Общие вводные статьи по теме
- Традиционные готические окна – классификация видов окон, декоративное оформление орнаментами;
- Круглые окна розы в готическом стиле
- Готические витражи– история, типы витражей, техника изготовления;
Часть 2. Национальные разновидности готических витражей
- Французские готические витражи – эволюция витражного искусства во Франции от средних веков до эпохи Возрождения
- Английские готические витражи – особенности технологии разных периодов, включая период готического возрождения XIX века.
Часть 3. Расшифровка средневековых сюжетных витражей
- Расшифровка витража «Добрый самаритянин» из Шартрского собора во Франции, XII в.
- Расшифровка витража «Роза Апокалипсис» в парижской капелле Сент-Шапель, XV в.
Часть 4. Рейтинги знаменитых витражных работ
- 10 знаменитых готических витражейцерковных соборов периода средневековья
- 10 лучших неоготических витражей 20 века – произведения знаменитых художников авангардистов, выполненные для церквей и соборов
- 10 самых оригинальных и необычных витражей в истории
- 10 знаменитых витражных розеток для готических круглых окон в католических соборах.
Источник