Что такое монтаж звукозаписи

Обработка музыки для новичков: основные понятия и приемы редактирования звука

Разновидности обработки звука

При классификации видов обработки звука на компьютере учитываются следующие исходные данные:

  • характеристики, которые можно менять (громкость, частота, амплитуда, фаза, частотный и динамический диапазоны, битрейт, частота дискретизации);
  • привычное уху свойство звуковой волны отражаться от поверхности, создавая такие эффекты, как эхо и реверберация;
  • расположение источника звука относительно панорамы.

В зависимости от комбинации этих факторов можно выделить 4 основные группы преобразований:

  1. Амплитудные (динамические).
  2. Частотные (спектральные).
  3. Временные (пространственные).
  4. Другие (не вошедшие в первые три по различным причинам).

Также стоит не забывать про такое направление в редактировании звука как аудиомонтаж — это простой и древний способ обработки, который применяется для 90% фонограмм. Обрезка начала или конца трека, вырезание и вставка отрывков, их замена и размножение. Все подобные действия интуитивно понятны в любом редакторе, поэтому отдельно рассматриваться не будут.

Обработка аудиозаписи необходима для её дальнейшего использования

Амплитудные преобразования

Динамическая обработка звука подразумевает под собой увеличение громкости, а также расширение и сужение динамического диапазона (разницы между самым маленьким и большим значением амплитуды). Во втором случае часть звуков становится громче, а часть — тише.

Выделяют 8 основных эффектов.

Применяется для выравнивания громкости всей композиции или отрывка. Указывается в процентах. Если выставить нормирование на 100%, то при максимально выкрученной ручке громкости будет выдаваться ее максимально доступный программный (цифровой) уровень. Чем меньше уровень нормализации, тем тише получится звук при одном и том же значении уровня громкости в проигрывателе.

Читайте также:  Монтаж лестниц прямолинейных пожарных

Эффекты вступления и отступления помогают делать плавные переходы между композициями, чтобы альбом звучал более цельно. Если применить их одновременно для правого и левого каналов, то появится ощущение нарастания или затихания. При использовании в одном канале создается ощущение приближения или удаления источника звука.

Также полезны для маскировки щелчков и других помех в начале и конце трека.

Любые изменения можно наблюдать на звуковой волне

Применяется для увеличения громкости и разборчивости аудио. Функция снижает амплитудный диапазон звука — разница между самыми громкими и самыми тихими участками снижается, благодаря чему уху проще уловить все детали. Проще всего принцип компрессии понять на примере листа бумаги. Если его скомкать, то получится много резких выступающих граней. Если же его сжать со всей силы, то он станет похож на шар, с меньшим количеством резких граней. Именно таким образом компрессор обрезает все “торчащие” звуки, а громкость увеличивается в той же степени, в которой было сделано сжатие.

Минусы: снижается динамика трека, в звучании появляется монотонность.

Жесткая версия компрессора, которая срезает, а не плавно подавляет звуки. Как правило, используется уже после сведения для доработки готового трека. С его помощью убирают ненужные пики, поднимают сигнал до максимального уровня без искажений.

Так же существует расширенная версия с более тонкими настройками — максимайзер. Применяется во время мастеринга, чтобы улучшить итоговое звучание.

В отличие от компрессора подавляет звук на нижних значениях. Удобен для избавления от шумов (нужно выставить порог срабатывания чуть выше их уровня). Необходимо точно задать параметры обработки, а иногда приходится все делать вручную.

Одно из преобразований группы сатурации. Дает эффект перегрузки усилителя с искажением и уплотнением звука. Получается за счет неестественного и резкого сокращения динамического диапазона. Волны прямоугольной формы богаты гармониками, благодаря чему звучание получается яркое, агрессивное, скрежещущее.

Чаще всего можно услышать на гитаре в heavy metal композициях, но иногда применяется и для вокальных партий.

Разновидностями эффекта являются fuzz и овердрайв. Их отличие – в частотных показателях усилителя, методах ограничения, пропорции базового и искаженного сигнала.

Например, гитаристы во время выступлений используют специальную педаль для достижения эффекта дисторшн

Вибрато (амплитудная модуляция)

Простое изменение амплитуды, при котором звук начинает дрожать с заложенной периодичностью. При повышенных значениях превращается в риппер. Также выделяют тремоло — подвид вибрато, при котором итоговый сигнал выдается порционно при частоте более 10 Гц.

Подбор удобного софта может занять от получаса до нескольких дней – редакторов звука, которые действительно подходили бы для новичков, крайне мало. На наш взгляд, оптимальный вариант – программа АудиоМАСТЕР. Также можно выделить Аудасити и AVS Audio Editor – по функционалу они похожи – но АудиоМАСТЕР кажется более «заточенным» под новичка. Большинство функций автоматизированы, а для более продвинутых инструментов есть понятные подсказки. Впрочем, советуем скачать аудиоредактор бесплатно по ссылке ниже и присмотреться самостоятельно.

Пропробуйте программу АудиоМАСТЕР бесплатно —

Частотные преобразования

Этот тип применяется для очищения аудиозаписи от шумов. Контролировать процесс удобно с помощью спектрограммы — графика частот, присутствующих в композиции. Быстрее всего можно обработать музыку с 4 частотными эффектами.

Параметрический и графический эквалайзеры

Параметрическим гасят выбранные частоты, с выбранной степенью и радиусом подавления. Удобно заглушать различные призвуки, находящиеся в узком диапазоне частот.

В графическом все настройки задаются визуально, с помощью нарисованного мышкой графика. Этим методом убирают звук лишнего инструмента, так как можно разнообразно диверсифицировать уровень подавления всего диапазона.

Эквалайзер позволяет корректировать амплитуду избирательно и самостоятельно выравнивать звук

Быстрое преобразование Фурье (FFT)

БПФ — быстрый и безапелляционный метод глушения ненужных частот. Если при использовании предыдущих способов подавленная волна все равно остается, то FFT моментально и полностью вырезает лишний материал.

Инструмент для повышения и понижения тембров. Результат достигается путем ускорения или замедления проигрывания.

Звуковой фильтр high pass используют для того, чтобы не перегружать акустику скромных размеров басами. Действует просто — обрезает все частоты ниже заданной.

Low Pass наоборот обрезает все, что выше заданной частоты. Применяется для сабвуферов и мидбасовых динамиков. Например, если саб расположен в багажнике автомобиля, то его желательно обрезать на 70Hz. В противном случае ухо будет воспринимать басовую линию четко из-за спины, отдельно от остальной музыки.

На изображении можно видеть применение фильтра Low pass

Временные преобразования

Эти эффекты используются для пространственной обработки звука. Основываются на эффекте отражения звуковых волн, который наблюдается в реальном мире. Из-за него на открытых пространствах слышно эхо, в пустых коридорах — реверберацию. Моделируя процессы распространения звука в окружающем мире, мы как раз выполняем преобразования временных задержек.

Эффект эхо — самый популярный из этого раздела. Представляет собой однократную или многократную задержку нескольких сигналов, добавляющихся к основному. Минимальная задержка для того, чтобы получился эффект — 50 миллисекунд. В этом случае человеческое ухо воспринимает отражения как повторения оригинального сигнала, а не призвуки. Как правило, повторяющиеся копии сопровождаются затуханием, как и в реальной жизни.

Реверберация и реверсивная реверберация

Реверберация — это эффект помещений. Услышать его можно, хлопнув в коридоре в ладоши. Звук будет отражаться от одной стены, идти к другой, затем назад к первой и так последовательно “гулять” до своего затухания. Задержка должна быть меньше 50 млс, только тогда человеческое ухо распознает призвук, а не эхо.

Лучше всего ее привязывать к темпу (например, к удару барабана), а затухание подловить такое, чтобы эффект закончился до очередного удара. Так получится ее совместное дыхание с музыкой, что добавит атмосферности.

Схематичное изображение эффекта реверберации

Реверсивная версия рождается за счет обращения по времени обработанного ревербератором звука. Он как-бы начинает приближаться до того, как реально начнет звучать. Хорошо подходит для акцентирования на том или ином инструменте.

В отличие от эха дилэй/delay не имеет никаких привязанных к реальности качеств, поэтому звук просто повторяется с заданными периодичностью и затуханием. Ритмический повтор бывает обычный (с одной линией задержки базового сигнала) и сложный (2 и более линий). Лучше всего обрабатывать им отдельные партии.

Хорус/chorus клонирует сигнал, понемногу сдвигая частотный спектр в каждой копии. С его помощью имитируется хоровое пение или звучание инструментов. Создается ощущение, что на панораме расположено несколько источников звука.

Фленжер/flanger по сути является частным случаем хоруса, только в этом случае задержка сопровождается фидбэком. При смешивании двух сигналов второй задерживается на 10 млс, из-за чего проявляется эффект перемещающегося гребенчатого фильтра. Хорошим примером фленжера является смена тональности сигнала проезжающей мимо машины (Доплер).

Фейзер/phaser создает эффект вращения каналов. В реальности может достигаться, когда источник звука или приемник перемещаются в пространстве друг относительно друга. Может применяться для точечного вырезания инструментов из трека.

Другие преобразования

В эту группу можно добавить пару десятков пунктов, но в кратком обзоре будут рассмотрены 2 наиболее известных.

Плагин для обработки вокала, ставший популярным среди исполнителей поп-музыки. Автотьюн автоматически отслеживает высоты нот, и когда обнаруживает нечистые, то подтягивает их до ближайшей “хорошей” ноты. Благодаря этой функции даже неумелые вокалисты могут звучать достаточно хорошо, так как ошибки будут скрыты автоматикой. Но если человек совсем не умеет петь, то обработанный голос будет ощущаться как ножом по уху.

Благодаря Auto Tune можно скорректировать и изменить чистоту музыкального тона

Представляет собой перенос музыки в другую тональность. Это нужно, когда присутствуют высокие ноты, неудобные для исполнения. Понизив общую тональность, вокалист без проблем споет песню на удобной высоте. Этот несложный прием обработки аудио можно провести даже онлайн – такие эффекты есть и в самом простом редакторе.

Виды аудиоредакторов и обработки

В общем виде лучшие программы для редактирования звука можно разделить на две больших категории:

  1. Wave Editor — редакторы этого типа используются для записи, обработки и монтажа аудио, включая генерацию звуков, наложение эффектов для музыки, коррекция качества и т.д.
  2. Digital Audio Workstation — профессиональный программы с расширенным диапазоном возможностей, применяемые, как правило, в студиях. Состоят из нескольких частей, объединенных одной графической оболочкой. Практически все DAW имеют полноценный MIDI-секвенсор, а некоторые даже встроенный видеоредактор для создания клипов.

Основные задачи практически всех программ обоих типов это – редактирование, обработка и сведение звука. При этом может осуществляться два типа редактирования: “недеструктивное” и “деструктивное”.

  • При обработке звука в реальном времени (real-time) изменяются только параметры воспроизведения. Если какие-то данные были удалены, то по факту они просто скрываются и не используются при проигрывании. Все эффекты могут быть наложены или отменены даже во время прослушивания. При этом на слабом компьютере одновременно удастся применить небольшое количество эффектов, а микширование и последующий экспорт производятся очень медленно.
  • Деструктивное меняет исходный файл, к примеру удаляет часть песни. “Откатить” можно только часть таких изменений и только во время этой же сессии редактирования. Зато можно одновременно применять неограниченное количество эффектов, видеть весь процесс в графическом редакторе, быстро проходить этапы микширования, экспорта.

На случай, если вы хотите получше присмотреться к кандидатам, советуем заглянуть в наш большой рейтинг программ для создания и обработки музыки. В нем представлены как простые редакторы, так и полноценные системы для профи – почитайте обзор и скачайте ту, что понравится больше.

Заключение

Для того, чтобы научиться простым преобразованиям звука, не нужно тратить месяцы и годы жизни на доп. образование. Необходимо узнать основные типы эффектов, как и для чего они применяются, выбрать простой многофункциональный редактор и начать практиковаться. Это позволит на собственном опыте понять, как правильно обрабатывать звук.

Источник

Что такое монтаж звукозаписи

Монтаж может проходить различными способами. При осуществлении процесса монтажа удобнее всего пользоваться специальными программными продуктами, которые предназначаются именно для этого. Лучше всего с этим справляются профессиональные музыкальные редакторы семплов, наподобие Sound Forge, WaveLab, Adobe Audition, GoldWave, Cool и т.п. Если фонограмма находится на одном из аудионосителей (диск, аудиокассета или винил), предварительно ее нужно оцифровать (перевести в сэмпл формата, например, WAV)

При записи речи практически всегда возникает необходимость монтажа. Частой ошибкой при монтаже речи является пауза между словами и фразами, нарушающая естественный характер звучания речи. В паузе между предложениями фонограмма (сэмпл) режется в двух местах: после окончания слова и его реверберации и перед последующим вдохом выступающего; после вдоха перед следующим словом. В большинстве случаев лучше выбирать второе место. Так сохранится полная естесственная пауза выступающего. Резать семпл можно достаточно близко к новому слову. Кроме того, так лучше маскировать любые мелкие изменения звучания речи. Если необходимо вырезать несколько предложений, то следует определить — означает ли пауза в месте монтажа конец фразы или она завершает абзац. Это должно быть ясно из контекста.

При монтаже записи выступлений звукооператор проводит кропотливую работу по улучшению звучания речи. Так, например, заикание удается полностью устранить путем исключения повторения слогов и сдвига пауз. Излишнее повторение слов и оговорки также можно вырезать. Иногда в запись можно даже вставить ошибочно пропущенные слова, без наличия которых фраза лишается смысла. Эти слова ищут в другом месте сэмпла и копируют в нужное место.

Речь на фоне музыки практически невозможно монтировать, т.к. это приводит к «провалу» в музыке. Однако можно сделать исключение, когда уровень музыки невысок. Довольно трудоёмко и кропотливо монтировать речь, записанную в помещении с сильной реверберацией.

С записями бесед нужно работать по памяти или составлять текст на основе аудио записи. Обязательно нужно следить за интонацией говорящего в предлагаемом месте монтажа. Неверная интонация после монтажа в начале или в конце предложения приведет к неестественному звучанию речи.

После каждого редактирования сэмпла необходимо прослушивать если не весь сэмпл, то хотя бы большой отрывок в пределах редактируемого фрагмента. Проверяя, действительно ли Вы сделали, то что хотели вначале, совпадает ли темп речи, правильно ли выдержаны паузы, не произошло ли резкого изменения громкости голоса и т.п. Каждая фонограмма должна иметь свой темп, диктуемый содержанием и художественной формой.

Музыкальный трек (трэк, музыкальную фонограмму, аудиоролик, композицию) монтируют, если необходимо сократить или увеличить продолжительность звучания музыкального отрывка или песни. Сейчас также стало модным создавать различные миксы, для которых необходимо правильно «нарезать» куски аудио трэка. После осуществления процесса сэмплирования монтаж (или пост редактирование) также не повредит. Наиболее сложная работа предстоит, когда с помощью монтажа необходимо исправить ошибки, допущенные исполнителем при записи. В этом случае успешное выполнение монтажа во многом зависит от исполнителя, от его умения держать ритм, темп и просто «уметь чисто петь». В противном случае создать трэк из различных вариантов довольно затруднительно.
Главное в монтаже аудио трэка — чтобы все смонтированные фрагменты не отличались по темпу, уровню и музыкальной окраске. При прослушивании результатов монтажа не должно быть заменто сдвигов темпа, сбивок ритма, пауз тональности и перепадов уровня сигнала.

Как показывает практика, хорошая подготовка к записи, достаточное количество репетиций, высокая требовательность к исполнителям позволяет свести монтаж записанного аудио к миниму.

Перед монтажом аудио трэк необходимо прослушать несколько раз, мысленно представить взаимосвязь между фрагментами, музыкальными фразами, отдельными тактами, отметить отдельные точки монтажа. Следует также обратить внимание на общий характер аранжировки. Умение читать партитуру для звукорежиссера очень полезно, хотя не обязательно.

Незаметность монтажа зависит от умения в нужном месте резать аудио сэмпл и вклеивать в нужные места отдельные вырезанные фрагмента. К счастью в большинстве музыкальных редакторов есть возможность «отката» (Undo) к старым вариантам аудио трэка. В случае получения нежелательного результата всегда можно вернуться к предыдущему варианту.

Музыкальное произведение, которое предполагается редактировать с исключением (удалением, вырезанием) отдельных частей или замены их другими, необходимо расчленить на музыкальные составные части, не лишая их первоначального характера. Чтобы провести такой монтаж, следует познакомится с основными особенностями членения музыкального произведения. Наименьшее музыкальное построение, опирающееся на сильную или относительно сильную долю, называют мотивом. Мотивы, объединяясь между собой, образуют основное структурное построение — музыкальную фразу. В музыкальной фразе может быть различное число количество мотивов, но не менее двух. Момент раздела между построениями называют цензурой. Цензуры в одном и том же произведении могут быть более глубокими, заметными, и менее глубокими, менее заментными.

Расчленение произведения на составные части (построения) обычно связано с появлением нового музыкального материала или повторения изложенного, а также с паузами — ритмическими остановками на более продолжительных длительностях, завершением мелодичной волны, динамическими оттенками, установлением новой тональности, переменной темпа и др. Большая или меньшая четкость членения зависит от жанра произведения и его фактуры. Музыка, связанная с движением (марш, танцевальная музыка), обладает большей расчлененностью, чем, например, многие медленные напевные пьесы, протяжная лирическая, народная песня.

Хотя возможность монтажа в электронном виде (с помощью редактирования исходного, оцифрованного в WAV фрагмента) является большим преимуществом современной звукозаписи, нельзя этим преимуществом злоупотреблять.Большой, излишне сложный монтаж может нарушить художетсвенную ценность записи. Что будет, например, если склеивать куплет какой-либо песни из строчек, взятых из отдельных вариантов ? Хотя в окончательном варианте песни все будет исполнено правильно, эта провильность будет чисто формальная. «Внутреннее» содержание песни, настроение певца, его отношение к исполняемому произведение не будет выявлено, так как от варианта к варианту оно немного изменилось и при монтаже образуется небольшая «смесь».

Часто возникает необходимость сократить слишком длинное записанное музыкальное произведение, или, наоборот, удлинить звучание, включая повторно один из куплетов. Чтобы музыкальные переходы были незаметны, их делают по закону музыкальных купюр — за счет изъятия отдельных отрывков без заметного нарушения тонального, гармонического и мелодического рисунка музыкального произведения.

Музыкальный отрывок может быть сокращен прежде всего путем исключения из него музыкальных произведений, фраз, тактов (особенно повторных), а также путем определения наиболее целесообразного места начала и окончания звучания фрагмента. Например, многие популярные музыкальные произведения основаны на последовательности музыкальных фраз длительностью 8 или 16 тактов, повторяющих, зачастую тему или основной рисунок. Чтобы довести отдельный отрывок или произведение до нужного времени звучания, пользуются комбинированными приемами монтажа. Если необходимо сократить музыкальный отрывок на 40 секунд, часто целесообразно исключить из него целый фрагмент в 50 секунд и увеличить какое-либо предложение на 10 секунд.

Удлинение музыкального произведение осуществляется путем повторение отдельных предложений, тактов, фрагментов, музыкальных оборотов, присоединения других фрагментов из того же произведения, дополнительного использование вступления и кода. Следует заметить, что извлекать отдельные такты из музыкального произведение долгий и кропотливый труд. При этом всегда есть опасность «изуродовать музыку» купюрами. Здесь нужен слух и музыкальный такт.

Смонтированные фрагменты должны иметь логическое музыкальное начало и окончание на тонике, либо на гармоническом построении. При этом важно, чтобы переходы были выполнены музыкально грамотно с учетом тональности произведения, их ритма, фазировки. Переход с одной фонограммы на другую на незаконченной музыкальной фразе считается грубой ошибкой.

Источник