Что такое монтаж одпу

Установка ОДПУ — что это? Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета?

Вопрос оплаты коммунальных услуг у россиян стоит очень остро, поскольку их стоимость часто несоизмерима с заработками. Экономить граждане стараются на всем, и одним из таких способов является установка ОДПУ МКД (многоквартирного дома). Дело в том, что установка приборов учета только у себя в квартире еще не гарантирует, что дополнительно в квитанции не будут начисляться суммы за оплату дополнительных нужд всего дома, а вот общий счетчик обязательно снизит их. Кроме этого, согласно постановлению правительства о начислении коммунальных услуг, такие приборы обязаны быть в каждом МКД. Жильцы, не имеющие в доме общедомового прибора учета, должны платить за поставляемые услуги по завышенному тарифу, определяющемуся в соответствии с коэффициентом 1,6 к нормам. Это тоже является весомой мотивацией к установке ОДПУ.

Что это такое?

Аббревиатура расшифровывается как «общедомовые приборы учета». Эти устройства представляют собой счетчики различных ресурсов, поставляемых сразу на весь дом, точнее — подъезд. Прибор определяет суммарный расход энергии от всех проживающих жильцов и является одновременно распределительным устройством.

Несмотря на то что установка ОДПУ в жилом доме является обязательной по закону уже более 5 лет, все еще далеко не все граждане имеют такие приборы у себя в домах.

Разновидности

Устройства учета расхода общих ресурсов, как правило, устанавливается в подвалах или подсобных помещениях здания. Они выпускаются отдельно для учета электроэнергии, горячей и холодной воды и тепловой энергии. После установки и запуска доступ к приборам со стороны жильцов блокируется, чтобы они не смогли испортить оборудование или изменить его показания.

Читайте также:  Монтаж полиэтиленовых труб для газопровода

Для учета расхода воды устанавливаются отдельные приборы на холодную и горячую воду. Дополнительно к стандартному счетчику можно добавить специальный датчик, определяющий температуру поставляемой воды и считающий ее стоимость соответственно реальности. То есть если по трубе для горячей воды будет поступать недостаточно нагретая жидкость, то счетчик определит ее как холодную и насчитает жильцам совсем другую оплату.

Установка ОДПУ тепловой энергии позволяет серьезно экономить потребляемые ресурсы в сезон отопления.

Для этого можно использовать ультразвуковые устройства, тахометрические, вихревые или электромагнитные. Какие именно выбрать для конкретного подъезда, решают исключительно сами жильцы.

Для учета общего расхода электроэнергии к установке предлагаются самые простые однотарифные приборы и многотарифные. Последние позволяют экономить намного больше, поскольку в разное время суток считают стоимость ресурса по разной цене. Сегодня это наиболее популярный вариант. Суть их работы в том, что в ночные часы на электричество действует минимальный тариф, к в дневное время он немного выше, а своего максимума достигает в пиковые часы утром и вечером. Конечно, такой прибор обойдется в копеечку, но зато очень быстро окупится. Установка ОДПУ электроэнергии также осуществляется нанятой компанией по выбору самих жильцов.

Дополнительные услуги

Компании, устанавливающие общие приборы учета для домов, предлагают своим клиентам еще и дополнительные услуги. Помимо последующего обслуживания запущенных устройств, фирмы осуществляют монтаж дополнительных приборов, способствующих еще большей экономии за отдельную плату. В их числе специальный узел автоматической регулировки отопительной системы и прибор, контролирующий потребление электроэнергии.

Все жильцы вправе сами выбирать «комплектацию» своего оборудования и могут согласиться на вспомогательные устройства или приобрести приборы без дополнительных элементов регулировки.

Функции устройств

Власти требуют установки приборов учета общих ресурсов в многоквартирных домах, поскольку такие устройства позволяют выявить реальный расход ресурсов. К примеру, если в квартире зарегистрирован только одни гражданин, то и тарифы начисляются на него одного, а по факту в квартире проживает целая семья, что значительно увеличивает реальный расход.

Выгода в установке ОДПУ (что это описано выше) определяется и для жильцов, имеющих в своих квартирах индивидуальные приборы учета потребляемых ресурсов. Специалисты считают, что индивидуальные счетчики вообще неэффективны без установки общих. Аргументируется это тем, что наличие и индивидуальных, и общих приборов учета помогает:

  • своевременно обнаружить утечку ресурсов;
  • усовершенствовать формулу начисления оплат;
  • правильно анализировать давление, температуру и другие параметры поставляемых ресурсов;
  • правильно определить того, кто именно несет убытки при нарушениях систем.

Помимо такой выгоды для управляющей компании преимущество в установке ОДПУ имеется и непосредственно у жильцов с индивидуальными счетчиками в квартирах. Дело в том, что их наличие не означает, что в квитанции не появится строка расхода на общедомовые нужды, которая представляет собой расход ресурсов на обслуживание лифта, детских площадок, подвалов и лестничных пролетов. В идеале данный пункт не должен превышать 2 % от суммы индивидуального потребления, но по факту здесь учитываются все ресурсы, потребленные подъездом сверх показаний счетчиков, в том числе и из-за любых утечек в системе.

Помогает привести в норму эту графу и правильно определить место утечки именно установка ОДПУ. Что это за способность? Просто все утечки на магистрали уже не будут включены в оплату. Прибор фиксирует только те ресурсы, которые действительно зашли в дом. Конечно, утечки могут быть уже внутри самого дома, да и причин, чтобы поднять тариф, еще достаточно, но наличие такого прибора позволяет заметно сократить расходы и является первым шагом на пути к экономии.

Согласование установки

Решение об установке ОДПУ тепловой энергии и других поставляемых в дом ресурсов должно приниматься по результатам голосования всех жильцов. При этом обязательно нужно оформлять протокол собрания. Если жильцы сами не проявляют никакой инициативы, организация может сама принять решение о необходимости монтажа ОДПУ в принудительном порядке через суд, поскольку закон обязывает к установке абсолютно всех без исключения.

Управляющая компания сегодня не обязана оповещать своих жильцов о планируемом монтаже приборов, поскольку это ее законная обязанность. Никакого наказания за не предупреждение собственников об этом УК не несет. Среди ее обязательств перед жильцами сегодня ежегодный донос сведений до жильцов о новых вариантах энергосбережения.

Обязать к установке ОДПУ могут и компании, поставляющие ресурсы в дом.

Кто оплачивает?

Один из главных вопросов сегодня: кто должен платить за установку ОДПУ? Он не является спорным и не имеет никаких исключений. Федеральный закон обязывает собственников полностью финансировать установку общедомовых приборов учета. Единственным шагом навстречу владельцам жилья является возможность рассрочки оплаты монтажа на 5 лет, то есть на 60 равных платежей, которые будут осуществляться вместе с оплатой по квитанции за коммунальные услуги. При финансовой возможности собственники могут оплатить все сразу одним платежом после установки приборов или еще до начала их монтажа.

Иногда оплату установки можно вычесть из статей расходов на ремонт и содержание дома, но только если она изначально учитывала сборы на монтаж ОДПУ в будущем, что бывает довольно редко. Дополнительные доходы всего дома также могут стать оплатой за установку, если уже не учтены в расходы по другим статьям. К таким доходам следует отнести суммы оплаты за сдачу в аренду придомовой территории или части здания для размещения рекламы.

Сколько стоит установка?

Не менее важно собственникам знать и то, кто должен платить за установку ОДПУ больше, а кто меньше. Интересно, но количество зарегистрированных в квартире жильцов совершенно не влияет на стоимость монтажа. Расход каждого рассчитывается исходя из пропорционального соотношения площади квартиры к общей площади всего дома. При расчете учитывается и площадь общего имущества дома, представляющего собой все нежилые помещения здания.

Таким образом, площадь конкретной квартиры делится на общую площадь дома, после чего результат умножается на площадь нежилых помещений всего здания – общего имущества в виде лестничных площадок и так далее.

Полученный результат умножается на стоимость прибора и его монтажа, по необходимости сумма делится на 60, чтобы определить размер ежемесячных платежей при рассрочке.

Что влияет на стоимость?

За чей счет установка ОДПУ осуществляется в большей степени, зависит от площади имущества в доме, а не от количества проживающих граждан, так постановило правительство и закрепило свое решение в Жилищном Кодексе.

Стоимость же всей процедуры зависит от технических характеристик дома, наличия вспомогательных приборов в выбранной комплектации установки, а также вида учитываемого ресурса. В основном сумма состоит из:

  • стоимости прибора;
  • оплаты его монтажа;
  • оплаты настройки и запуска;
  • стоимости предварительной консультации и составления проекта;
  • оплаты технического обслуживания в последующие 5 лет после установки.

Для каждого дома эта цена определяется индивидуально.

Обслуживание и проверка

Правом выбирать обслуживающую компанию для установленных приборов наделяется жильцами УК. В дальнейшем именно ее представитель допускается в помещение с установленными счетчиками для их проверки и снятия показаний. Техническое обслуживание приборов проводится только после составления двухстороннего долгосрочного договора. Компания для этого должна иметь соответствующие сертификаты на работу и специальный допуск на осуществление ремонта, монтажа и проверок действующих счетчиков.

Как происходит оплата?

Квитанции на оплату коммунальных услуг приходят ежемесячно, и собственники регулярно перечисляют нужные суммы на счета поставляющих компаний. Именно поэтому для удобства тех, кто платит, установка ОДПУ сразу включена отдельным пунктом в квитанцию и для ее оплаты не нужно второй раз в месяц идти в банк и нести дополнительные расходы на создание еще одного платежного документа.

Все расходы на ОДН начисляются согласно тарифам и показаниям общих счетчиков, что в первые же месяцы значительно сокращает расходы в квитанции. Со временем установка приборов окупается в разы.

Нюансы оплаты показаний

Некоторые все еще уверены, что за злостного неплательщика подъезда обязаны платить все оставшиеся жильцы, поскольку разница между начисленными показаниями по отдельным квартирам и всему дому раскидывается на всех. На самом деле его показатели расхода учитываются отдельно по тарифу или показаниям индивидуальных счетчиков конкретной квартиры и при формировании оплаты за общие нужды дома вычитается из суммы.

Имеющиеся в жилом доме коммерческие организации также оплачивают свои расходы отдельно от собственников.

Разъяснения о начислениях

Управляющая компания обязана доносить до своих жильцов, установка ОДПУ — что это, в чем польза приборов, а также отвечать на все спорные возникающие вопросы. К примеру, если сумма в квитанции кажется завышенной, жилец может потребовать подробного разъяснения начисления путем написания соответствующего заявления.

В нем следует указать необходимость разъяснений по тарифам, формулам подсчета, показаниям индивидуального и общего счетчика, наличии подключения нежилых помещений к общему счетчику и других особенностей. Отказ УК от разъяснений является незаконным.

Заключение

Контролировать фактическое потребление каждого ресурса в доме позволяет именно установка ОДПУ. Тепло при этом не только учитывается в реальных показателях, но и сохраняется благодаря вспомогательным элементам системы, установленным по желанию жильцов. В первую очередь такие приборы помогают исключить оплату за потерю ресурсов на подходах к дому по магистралям. Счетчики устанавливаются отдельно на газ, электроэнергию, тепло, горячую и холодную воду. Их расход определяется только по тарифу и использованному объему, что при постоянном росте цен на коммунальные услуги помогает значительно экономить средства собственников.

На сегодняшний день это самый приближенный к реальности способ определения действительного объема использованных ресурсов дома. Конечно, при этом может формироваться небольшая переплата, но она будет минимальна по сравнению с той, что имеют жильцы домов без счетчиков.

Источник

Приборы учёта

Энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с помощью приборов учёта, а расчёты за потреблённую энергию осуществляются на основании данных приборов учёта.
Эти требования распространяются на объекты, подключённые к системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами: электросетям, системам тепло-, водо- и газоснабжения.
Если иное не установлено федеральным или иным нормативным законодательством, то место установки счётчика определяется в месте подключения объекта к системам энергоснабжения.
Требования не распространяются на объекты, мощность потребления электроэнергии которых менее 5 кВт в час, либо максимальный объём потребления природного газа менее 2 куб. м.

Приборы учёта должны быть введены в эксплуатацию не позднее чем через месяц после установки. Применять же счётчик при осуществлении расчётов следует не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора в эксплуатацию ( п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ ).
До установки прибора учёта или в случае, если он вышел из строя или истёк срок его эксплуатации, расчёты за энергоресурсы осуществляются с применением расчётных методов.
Многоквартирные дома, которые были введены в эксплуатацию с 01.01.2012, должны быть оснащены дополнительно ИПУ тепловой энергии, а МКД, которые были введены в эксплуатацию с 01.01.2012 после проведения капитального ремонта, должны быть оснащены ИПУ тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.
Оснащение МКД общедомовыми и индивидуальными приборами учёта должно быть обеспечено:

  • до 01.01.2012 (до 1.01.2019 для Республики Крым и Севастополя) – приборами учёта воды
  • до 01.07.2013 (до 1.01.2019 для Республики Крым и Севастополя) – приборами учёта электрической энергии

К использованию допускаются только приборы утверждённого типа, которые прошли проверку.
Собственник жилого или нежилого помещения берёт обязанности по установке ИПУ на себя, а ввод в эксплуатацию осуществляет исполнитель КУ. Потребитель может подать соответствующую заявку, приложив к ней копию паспорта прибора учёта и копии документов о поверке, если прибор не новый ( п. 81 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
Исполнитель обязан рассмотреть такую заявку, установить и согласовать сроки её выполнения. Прибор, который будет введён в эксплуатацию должен соответствовать требованиям, в противном случае, он не будет установлен ( п. 81(4) ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).
По результатам работ нужно оформить в 2-х экземплярах акт ввода прибора учёта в эксплуатацию. Перед подписанием акта, представитель исполнителя устанавливает на прибор учёта контрольные пломбы.

Собственники приборов учёта обязаны обеспечить их надлежащую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену.
Менять счётчики могут только лица, отвечающие требованиям законодательства РФ.
Исполнитель обязан ( п. 82 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ):

  • проверять наличие или отсутствие ИПК и их состояния ИПУ;
  • проверять сведения, которые предоставляют потребители, на достоверность.

Проверки проводятся не реже 1 раза в год, а если приборы установлены в жилых помещениях, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

При проведении проверки необходимо соблюдать порядок, установленный п. 85 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 . По результатам проверки сразу после окончания составляют акт, который подписывают представитель исполнителя, проводивший проверку, и потребитель или его представитель. Один экземпляр остаётся потребителю.

Проверка ИПУ

Необходимо проверить:

  • целостность прибора учёта и отсутствие механических повреждений,
  • отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора,
  • наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб,
  • отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учёта, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учёта.

Если потребитель 2 или более раз не допускает ответственное лицо исполнителя в жилое или нежилое помещение для проверки оборудования и достоверности сведений, которые он предоставляет, то составляют акт об отказе в доступе к прибору учёта. После этого сведения, которые предоставляет потребитель не будут учитываться при расчёте оплаты до того момента, пока проверка не будет проведена и не будет составлен соответствующий акт. Если доступ не будет предоставлен, то при начислении оплаты начинают применять повышающий коэффициент.

Если в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого составлен акт об отказе в доступе, получено заявление о готовности допустить представителя УО в помещение для проверки, УО проводит проверку, составляет акт, который подписывает представитель УО и потребитель. Если потребитель отказывается от подписания акта – его подписывают два незаинтересованных лица. Один акт передаётся потребителю ( п.п. «е» п. 85 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 )

Если в ходе проверки прибора учёта выясняется, что он исправен, пломбы не нарушены, но сведения ИПУ и сведения, которые предоставлял потребитель, расходятся, необходимо сделать перерасчёт ( п. 61 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).

Если во время проверки было обнаружено несанкционированное подключение оборудования потребителя к внутредомовым инженерным сетям, то составляют акт, а затем доначисляют оплату исходя из мощности несанкционированного подключения, а если её невозможно определить, то согласно нормативу с применением повышающего коэффициента 10 ( п. 62 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).

Потребителя необходимо уведомить, что нарушение нужно устранить.

Если несанкционированное подключение обнаружено в нежилом помещении, то объём потреблённых ресурсов определяет РСО.

Прибор учёта признаётся вышедшим из строя, если:

  • прибор не отображает результаты измерений;
  • нарушены контрольные пломбы и знаки поверки;
  • прибор механически повреждён;
  • превышена допустимая погрешность показаний ИПУ;
  • истек межповерочный интервала поверки ИПУ.

Потребитель обязан сообщить, если прибор вышел из строя, и отправить исполнителю показания ИПУ на момент поломки. В течении 30 дней необходимо устранить неисправность.

Если потребитель в течение 6 месяцев подряд не предоставляет показания ИПУ, то УО может провести проверку состояния ИПУ и снятие показаний не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока.

Потребителю направляется письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска представителей организации для совершения проверки, а если необходимо – направить повторное извещение ( п.п. «а», «в» п. 85 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).

В согласованные дату и время проводится проверка с составлением актов проверки, которые подписывает представитель УО и потребитель. В случае отказа потребителя от подписания акта, его подписывают также 2 незаинтересованных лица. Один экземпляр акта передаётся потребителю ( п.п. «г» п. 85 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ).

Общедомовые приборы учёта (ОДПУ)

Общедомовые приборы учёта относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД ( ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ от 13.08.2006 № 491 ).
В соответствии с п. 18 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 обеспечивать работоспособность ОДПУ и постоянную готовность для подачи коммунальных ресурсов в МКД должно лицо, ответственное за содержание ОИ. Это может быть УО на основании договора управления МКД или ТСЖ, ЖК, ЖСК на основании устава.
Если ОДПУ вышел из строя, восстановить его работу нужно в течение двух месяцев с момента поломки ( п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ ). Источником финансирования будут являться платежи, поступающие от собственников помещений в МКД ( п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ ).

Иногда управляющие организации включают ремонт общедомового прибора учёта в список неотложных работ и собирают с собственников деньги на выполнение работ в качестве дополнительной оплаты.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ № 6464/10 все текущие, обязательные и неотложные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются они в договоре управления или нет. Учитывая позицию ВАС РФ, эксплуатацию ОДПУ нельзя считать неотложной работой, которую невозможно было предвидеть при планировании цены ДУ МКД.
Если прибор не подлежит ремонту, УО составляет акт о невозможности восстановления ОДПУ, а затем проводит ОСС, на повестку которого будет вынесен вопрос о замене прибора. Собственники могут согласиться установить прибор учёта за счёт собственных средств или примут решение об отказе ставить новый ОДПУ.

Если общедомовой прибор учёта ставится за счёт средств собственников, УО нужно организовать процесс установки и выставить собственникам счета. Сумма, которую вносит каждый собственник определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество и пропорционально количеству принадлежащих ему квадратных метров. В случае, если собственники отказались оплачивать установку нового ОДПУ, законодательство не предусматривает обязанность для управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК устанавливать общедомовые приборы учёта.

Если ОДПУ был установлен РСО, она вправе требовать возмещения расходов от собственников помещений в доме, где прибор учёта был установлен ( ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ ).
Если собственники не оплачивают эти расходы, РСО может взыскать их с управляющей организации, так как именно она должна вести работу с задолженностями ( ст. 162 ЖК РФ , п. 20 ПП от 15.05.2013 № 416 , п.п. 24-26 ПП РФ от 13.08.2006 № 491 ).
Если собственники помещений приняли на ОССП решение об установке ОДПУ, УО обязана в течение 3 месяцев установить его. Собственники финансируют установку из своих средств (п п. «с», п. 31 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 ). УО не обязана устанавливать прибор за свой счёт.

Источник