Чем отличается акустический кабель от инструментального

Чем отличаются акустические провода от обычных

Установка дома качественной, практически профессиональной акустики с объёмным и детализированным звучанием – задача не для тех, кто привык считать каждую копейку. Буквально каждый компонент такой системы стоит немало. Придётся раскошелиться и при покупке проигрывателя (причём обязательно какого-нибудь аналогового, потому что «цифра» при перекодировании и частоты режет, и вообще не даёт звуку раскрыться), и при приобретении непосредственно динамиков, и даже при выборе проводов.

Действительно, акустические провода стоят каких-то совершенно невероятных денег в сравнении с обычными. Если метр стандартного кабеля обойдётся в несколько десятков рублей, то за специальные – например, от REL Acoustic Ltd. придётся заплатить уже несколько тысяч. И это – в лучшем случае. Например, 6-метровый кабель для подключения сабвуфера REL Bassline Blue стоит 499 евро без учёта доставки.

И, соответственно, возникает вопрос – а есть ли смысл переплачивать? Может быть, акустические провода действительно помогают звуку раскрыться, а при прослушивании можно ощутить настоящий «аудиофильский оргазм»? В этой статье мы постараемся дать на него ответ. Разберёмся, чем акустические провода отличаются от обычных.

Немного теории: как устроен звук

Задача звуковоспроизводящего устройства – преобразование сигналов. Это может быть как «конвертация» аналоговой информации в цифровую, так и наоборот. Либо же преобразование механической волны в электрический ток, как это происходит при воспроизведении с виниловых носителей.

Аудиосистема в приближённом виде состоит из четырёх функциональных узлов:

Читайте также:  Проводка для спотов под натяжной потолок

Объект воспроизведения плюс звукосниматель. Это может быть цифровой поток при загрузке музыки из интернета, виниловая грампластинка с записанными дорожками, пластиковый компакт-диск с такими же дорожками, только большего разрешения, аудиокассета с намагниченными участками и так далее;

Преобразователь для превращения одного вида энергии в другой. Он конвертирует цифровой сигнал в электроток, поступающий на динамики; он превращает колебания иглы винилового проигрывателя в электроток, идущий к динамикам… Обратные ситуации тоже встречаются – когда требуется превратить электроток во что-то другое. Например, при записи с микрофона;

Усилитель. Ток, который поступает с преобразователя, крайне незначителен. По сути, его сила измеряется в микроамперах. «Раскачать» динамики на 35 Вт он не сможет. Усилитель предназначен для повышения силы тока;

Динамики. На них приходит уже сигнал повышенной мощности. Он вызывает колебания магнита, прикреплённого к перепонке. И она, в свою очередь, вибрирует и толкает воздух, рождая звук.

Каждый их этих функциональных элементов системы воспроизведения музыки связан с другим проводами. И если на кабели между звукоснимателем, преобразователем и усилителем можно в принципе не обращать внимания – они слишком уж короткие – то длинные провода к динамикам уже становятся объектом пристального интереса.

Как известно из школьного курса физики, чем выше длина проводника – тем выше его полное сопротивление. Из-за этого явления часть сигнала просто «не доходит» до приёмника, теряясь в толще кабеля. Например, Ethernet-провода, использующиеся при прокладывании локальных вычислительных сетей, могут иметь длину без усиления до 90 метров. А кабели HDMI начинают терять сигнал уже через 20-30 метров.

При установке акустической системы приходится использовать провода большой длины. Мало того, что сама колонка может находиться на значительном расстоянии от усилителя, так ещё и кабели надо проложить так, чтобы он не мешал под ногами. И, как следствие, длина проводника постоянно увеличивается.

Обычные провода в принципе имеют сравнительно большое сопротивление. У тонких вариантов оно и вовсе достигает нескольких ом на метр. Как следствие, при передаче тока часть сигнала в любом случае теряется. Особенно если по кабелю пересылается одновременно несколько волн различной частоты.

Для решения этой проблемы принято использовать акустические провода. Они состоят чаще всего из бескислородной меди и дополняются позолоченными наконечниками. Всё это призвано уменьшить сопротивление провода, тем самым обеспечив высокоточную передачу сигнала на большие расстояния.

Однако идеализированная картина мира, в котором только кабель влияет на качество звука, склонна несколько рушиться о реальность. Ведь стоит учесть ещё два фактора:

Все элементы аудиосистемы должны быть качественными, относящимися к категории Hi-Fi или Hi-End. Если у вас усилитель класса D вроде Pioneer A 70 DA и акустика типа Tannoy Revolution XT 8F, то их можно соединять хоть найденными в дедушкином гараже проводами. Звук всё равно будет впечатляющим. А даже самые лучшие акустические провода не смогут «вытянуть» аудио с интегрированной в ноутбук звуковой карты с подключёнными динамиками Dexp;

Чем старше мы становимся – тем хуже мы слышим. Исследования учёных подтверждают, что уже после 20 лет человек не может различить сверхвысокие и сверхнизкие частоты.

Таким образом, акустические провода целесообразно покупать при установке оборудования класса Hi-End.

Характеристики обычного провода

Обычные провода являют собой, как правило, одно- или многожильные медные проводники в изоляционной оболочке. В принципе, этим всё и сказано. Характеристики обычных проводов зависят от медного сплава, сечения и длины.

Чем выше сечение кабеля – тем ниже сопротивление. Именно поэтому в акустике чаще всего используются варианты с диаметром не менее 1 мм, а наиболее широко распространены 2,5-миллиметровые. Это позволяет добиться совсем незначительных потерь при передаче.

В то же время, такие провода чаще всего рассчитаны на передачу низкочастотного сигнала – порядка 60 Гц, как в современной бытовой электросети. Именно поэтому при использовании с оборудованием класса Hi-End они показывают значительные потери. Дело в том, что современные топовые усилители и конвертеры способны «выдавать» куда более высокочастотный сигнал.

Характеристики акустического провода

Так же, как и обычные, акустические провода представляют собой, как правило, многожильные медные кабели в электроизоляционной оболочке из поливинилхлорида, полиэтилена или тефлона. Однако различия кроются «внутри». Так, для акустических проводов часто используется чистая бескислородная медь, а не медный сплав, рассчитанная на передачу высокочастотных сигналов с низким сопротивлением самого проводника.

Кроме того, в акустических проводах могут встречаться и другие решения для защиты сигнала от искажений:

Комбинирование металлов. Медный проводник может покрываться серебром, алюминий – медью. Это предназначено для защиты от так называемого скин-эффекта, который дополнительно повышает сопротивление;

Экранирование. Диэлектрическая изоляция покрывается дополнительной металлической оплёткой, которая защищает электроток от воздействия внешних электромагнитных (индукционных) полей, тем самым предотвращая появление наводок;

Высокая толщина. Стандартный диаметр акустических кабелей составляет 2,5-4 мм, а в топовых моделях – даже больше. Как обычно, это помогает снизить сопротивление проводника;

Специальные механизмы свивания жил проводника. Это направлено на предотвращение появления собственного индукционного поля и защиты от самонаводок.

Как правило, положительное действие этих решений проявляется при использовании провода с усилителями и динамиками, относящимися к группе Hi-End. За исключением разве что экранирования. Защита от электромагнитных полей необходима, если кабель пролегает рядом с источником значительной индуктивности (электродвигателями, трансформаторами, преобразователями тока в блоках питания). Поэтому, например, провода, использующиеся в автомобильных аудиосистемах, дополнительно экранируются.

Сравнение акустического провода и обычного

Итак, пора сравнить эти два вида кабелей. Рассматриваются группы, а не товары, поэтому выделены только ключевые различия.

Источник

Виды аудио кабеля: микрофонный и акустический кабель

Аудио кабель на сегодняшний день, производит большое число фирм, сложно будет всех перечесть и никого не забыть. Поэтому выбрать где и что купить не составит больших проблем.

Одним из самых часто востребованных является микрофонный кабель. Такого вида электролинии используются для подключений микрофонных установок и монтажа подобного рода линий. Зачастую могут быть употреблены как цепь питания. Для получения хорошего и качественного звукового сигнала нужно использовать шнуры только с бескислородной сверхчистой меди. Но, как и любое недолговечное изделие, спустя некоторое время можно наткнуться на окисление поверхности меди, что значительно может подпортить качество сигнала. Именно из-за этого многие производители используют медные облуженные проводники.

Микрофонный кабель представляет собой два центральные проводника в полной изоляции, внешняя оболочка и экран. Они цельно свиты друг с другом.
Они выглядят, как витая пара. Каждый из них состоит из свитых вместе жил из меди, находясь всегда в изоляции.

В свою очередь, акустический кабель используют непосредственно для подключения к динамикам систем акустики. Суть использования акустического кабеля полагает в передачи сигнала от усилителя мощности к системе. Разница таких кабелей от микрофонных и инструментальных заметна в значениях токов сигнала, что достигает нескольких ампер. К примеру:при работе стоваттного усилителя навосьмиомнуюакустическую систему сила тока способна достичь 3,5А. А при подаче уровня линейного типа сигнала на 600-омный вход ток составляет приблизительно 2 мА. То есть, огромное отличие состоит в диаметре проводника.Если разобрать акустический кабель, то можно увидеть, что он являет собой 2 проводника с большим сечением в оболочке. Они используются так же только из бескислородной меди. Чем тоньше медные жилки, тем это лучше даёт возможность передавать высокие частоты. Акустические кабели делят на несколько видов, в зависимости от способа расположения проводников:
— параллельные ( проводники расположены параллельно);
— коаксиальные (самая большая степень защиты от всяческих помех);
— витые с хорошей защитой от помех.

Источник

Кабели и провода в Hi-Fi и домашнем кинотеатре

Многие годы промышленность, действующая вокруг hi-fi и hi-end машинерии, с упорством, достойным лучшего применения, внушает нам мысль о великой значимости соединительных кабелей для достижения высокого качества звукового тракта. К сожалению, наибольший вклад в пропаганду подобного шарлатанства вносят «почти независимые» аудиожурналы, которые часто оказываются единственным источником информации для подавляющего большинства любителей. Нетрудно понять сокровенные желания издателей и журналистов, ведь основным источником их существования является размещение коммерческой рекламы производителей и дистрибуторов обозреваемых продуктов.

Судя по ценам, производство всевозможных кабелей является куда более выгодным гешефтом, чем честная деятельность на ниве разработки и выпуска аппаратуры звуковоспроизведения.

Любопытно, что сами производители (по разным данным, споры ведутся уже около 30 лет) не могут объяснить на сколько-нибудь убедительном физическом уровне влияние свойств бытовых кабелей на качество полноценного аудиотракта. Здесь, по-видимому, мы имеем дело с очередной легендой XX и XXI столетий, любовно подхваченной широкими массами аудиофилов, не отягощенных знаниями на уровне школьной физики (многия знания — многия печали). Разумеется, такой публике не очень-то хочется добровольно расставаться со своими убеждениями (или им жалко потраченных впустую денег?), поэтому достаточно давно был выдуман ряд довольно оскорбительных, а на самом деле смехотворных объяснений, пригодных лишь для употребления в обществе им подобных аудиофилов. Кстати, о подлинном уровне того или иного популярного издания можно судить по количеству опубликованных тестов «шнурков».

Для примера приведем ряд наиболее одиозных постулатов, прочно прижившихся в аудиомире:

  • «хороший» кабель способен улучшить звучание тракта или по крайней мере — не ухудшить, что неизбежно при использовании «плохого» кабеля;
  • чем дороже кабель, тем он лучше «звучит»;
  • самый лучший кабель — это тот, который сейчас интенсивнее всего раскручивается на рынке или привлекает взор большим количеством позолоты на разъемах;
  • выбирая кабель из кучи аналогичных, можно отыскать самый лучший по звучанию;
  • качество кабеля зависит от скорости распространения в нем сигнала по сравнению со скоростью света в вакууме;
  • кабели, входящие в комплект блока, надо немедленно выбросить и заменить на новые, но по цене не менее 10% от стоимости аппаратуры;
  • серебряные или покрытые тонким слоем серебра кабели звучат «звонко», а большинство медных — «нормально», а иногда и «отлично»;
  • экранированные кабели имеют слишком большую емкость, поэтому они никуда не годны, и т.п.

А вот набор доморощенных «аргументов», предназначенных для повального убиения немногочисленных противников шнурковщины:

  • каждый человек от рождения либо наделен способностью «слышать тракт», либо нет (очень удобная мысль для дилетантов и обскурантов. Не отличаю вольт от килограмма, но «слышу», а значит профессионально пригоден для составления тестов, написанных на им же изобретенной «аудиофене»);
  • если вы не слышите разницы между «звучанием» кабелей за $20 и $500, то вы — козел (комментариев не требует);
  • влияние кабелей начинает сказываться в трактах за $5000 и больше. Варианты: 50000, 100000, и так далее. (Вполне либеральная идея — если у вас нет таких денег, то и не надо соваться своим свиным рылом в наш калашный ряд);
  • если вы не чувствуете появления «эмоций» при замене элементов тракта, в том числе кабелей на более «музыкальные», даже при прослушивании лично вам неприятного музыкального произведения, то вы — козел (напоминает старый анекдот: «Василий Иванович, ты палец в попе чувствуешь?»);
  • спорим на ящик (варианты: вагон, железнодорожный состав) водки, что я на слух отличу предложенный вами плохой кабель от моего хорошего. (Рассчитано на то, что вы пожалеете денег на вагон водки, а вот супротивник никогда её не отдаст, если проиграет. На самом деле ничего он не отличит, если эксперимент поставить статистически грамотно, что и происходило неоднократно);
  • влияние кабелей обусловлено различными физическими эффектами, не имеющими отношения к сути дела (изменениями температуры, волновыми свойствами кабелей, скин-эффектом, посторонними электромагнитными полями и пр.) (Явно прогуливали в средней школе уроки физики);
  • существуют доселе неизвестные физические явления и законы, выходящие за рамки человеческого познания, которые и определяют зависимость качества тракта от качества кабелей. («Погоди, Вася, истина где-то рядом», совсем как спецагент Скалли, не правда ли?);
  • а наши кабели применяются в авиакосмической технике (Полная чушь);
  • вообще-то лучше всего иметь «наигранные» и «разогретые» кабели (т. е. провода, через которые многие годы протекали токи. Их находят в основном, на помойках);
  • реклама от одного из фельдшеров кислых щей (к сожалению, мой талантливый коллега по институту): «Продаю полутораметровые сетевые кабели, серьезно улучшающие качество звучания». (Что только не брякнешь за лишние сто баксов в наше непростое время).

Наверно, каждый из любителей, интересующийся hi-fi и hi-end, слышал подобные заклинания. Но хватит голословно изгаляться над бедными апологетами шнурковщины (к ним не относятся профессионалы, сознательно надувающие потребителей во имя золотого тельца).

Теперь к делу. Всё сказанное ниже будет опираться на аксиому электроакустики: «Нельзя услышать то, что невозможно измерить». Разумеется, никто не отрицает значение экспертных оценок, но за последние полтора десятка лет вряд ли какая-либо авторитетная научная организация собирала группу экспертов, состоящую из профессиональных звукорежиссеров, инженеров–акустиков и неподготовленных слушателей, а затем проводила статистическую обработку результатов в соответствии с признанными международными стандартами. Занятие это дорогое и длинное, тем более, что для малых и больших нужд потребителя существуют мальчонки (девчонок почему-то мало) в популярных журналах, которым привозят из салонов кучу техники, а затем оные мальчонки её с умным видом референсно слушают, после чего тискают материалы тестов, написанные неудобоваримым английским языком в русской транскрипции. Самое интересное, что восторженные словесные оценки каждой модели совсем не соответствуют количеству проставленных звезд.

Тем более, что почти все журналы нынче обзавелись «измерительными лабораториями», собранными в офисном помещении, а не в полусвободном акустическом поле, сиречь заглушенной камере. Чаще всего такие лаборатории представляют собой персональный компьютер с измерительной платой, к которой подключен микрофон. Вот и всё. Подобные методики считаются их авторами наиболее приближенными к условиям реального размещения акустики в жилой комнате. (А мы-то мучились в свое время). В лучшем случае такие системы способны измерить амплитудно-частотные характеристики акустики по звуковому давлению на частотах не ниже 100200 Гц.

Вместе с тем потребителю, по-видимому, хотелось бы получить какие-нибудь результаты измерений кабелей, применяемых в домашних системах. Методики этих измерений должны быть довольно простыми. Мы ведь не собираемся измерять диэлектрическую проницаемость изоляторов, пробивные напряжения, удельные емкость и индуктивность. Достаточно определить влияние кабеля на частотные и импульсные характеристики линии. Для этого необходимо лишь взять напрокат три–четыре катушки разного кабеля и иметь приличный генератор гармонического и импульсного сигналов, а также милливольтметр и осциллограф.

Измерим частотную характеристику кабеля в диапазоне от 20 Гц до 100 кГц, завал фронтов и спад верхушек импульсов формы меандра в том же диапазоне, а затем, грубо говоря, разделим полученные величины на длину кабеля в барабане. Очевидно, что наихудшие результаты должны быть получены у наиболее дешевых образцов, так что дорогой кабель нам вроде бы и не интересен.

Конечно, автору не удалось достать целый барабан кабеля, но собственные измерения, проведенные на отрезках длиной от 6 до 20 м, показали, что никаких изменений в переданном сигнале обнаружить не удалось. Это вполне соответствует результатам теоретических расчетов, в особенности при длинах отрезков от 1,5 до 3 м. Разумеется, никаких заметных на слух изменений звука при подключении любых кабелей зафиксировать не удалось, но для фанатов шнурковщины это не аргумент.

Что касается скин-эффекта (эффект протекания токов высокой частоты по поверхности проводника), то напомню некоторые простые числа: при частоте 10 КГц ток проникает в проводник с каждой стороны (по радиусу сечения) на 0,65 мм, а при частоте 100 КГц — на 0,21 мм. Диаметр акустического провода сечением 4,0 кв. мм составляет всего 2,26 мм.

Наиболее фанатичные любители известной американской фирмы Nordost Corporation (Эшленд, штат Массачусетс) провели измерения межблочного аналогового кабеля Valhalla, позиционируемого компанией как «референсный».

(Любопытно, что на карте мира, приведенной на сайте Nordost, граница между Европой и Азией проходит по линии Архангельск — Ростов-на-Дону).

Источник