Бетон для монтажа бордюров

Содержание
  1. Пошаговый процесс установки бетонных бордюрных бортовых камней
  2. Материалы для монтажа бордюров
  3. Бетонирование: норма расхода
  4. Инструменты и приспособления
  5. Оборудование и механизмы
  6. Порядок действий
  7. Выкапывание траншеи
  8. Подготовка раствора для закрепления
  9. Монтаж по уровню
  10. Бетонирование
  11. Засыпка после застывания бетона
  12. Возможные трудности и ошибки
  13. Последствия
  14. Заключение
  15. Технология укладки бордюрного камня
  16. Обязательно ли устанавливать бордюр при устройстве дорожных покрытий из плитки и как правильно его выбрать?
  17. Как правильно установить бордюры, до или после укладки тротуарной плитки?
  18. Какие инструменты и материалы понадобятся для монтажа бордюра?
  19. Какая технология установки дорожного бордюра является правильной?
  20. Какая технология укладки бордюра применяется для обрамления садовых дорожек?
  21. Как правильно подготовить бордюр для его укладки по краям криволинейных дорожек?

Пошаговый процесс установки бетонных бордюрных бортовых камней

Бортовой камень или бордюр используется для ограждения различных объектов или для разделения зон с разным покрытием.

Бетонные бордюры наиболее популярные – они могут быть тротуарными или дорожными, иметь плоскую форму и разные размеры.

Для установки бортового камня потребуется изучить технологию, а также подробнее ознакомиться с процессом монтажа, необходимыми инструментами и оборудованием.

Материалы для монтажа бордюров

Чтобы самостоятельно установить бордюры необходимо подготовить расходные материалы и инструменты. Для начала о расходных материалах. Из них понадобятся:

Веревка. Используется для того, чтоб на начальном этапе произвести разметку. С помощью измерительных приборов натягивают шнур, закрепляя его на колышках.

Впоследствии на уровне натяжения веревки будет проходить верхний край бортового камня, что значительно упрощает монтаж изделий.

  • Колья. Могут быть изготовлены из металла или дерева, но они обязательно должны быть надежно вкопаны в землю, куда происходит установка изделий.
  • Геотекстиль. Материал, который используется для разделения грунта и основания. Он предназначен для того, чтобы предотвратить рост растений в земле. Представлен рулонным полотном, изготавливается из синтетических нитей и волокон. Геотекстиль также выполняет дренажную функцию – он повышает прочность и долговечность конструкции.
  • Сыпучий материал. В качестве сыпучего материала используется щебень, так как он наиболее прочный. Впоследствии его уплотняют виброплитой. Для установки бортового камня используют щебень фракции 20-40 мм. Рекомендуется использовать смешанные фракции, чтобы обеспечить хорошую плотность основанию.
  • Песок для заделки швов. Используется в смоченном виде и применяется для заделки швов между бортовым камнем на финишном этапе.
  • Читайте также:  Панель пвх кухонная монтаж

    Бетонирование: норма расхода

    Одним из важных компонентов среди расходных материалов является бетон. Установить бортовой камень можно как на цементно-песчаный раствор, так и на бетон с созданием бетонного замка. Этот вариант считается наиболее надежным.

    В качестве бетона используют материал с характеристиками:

    • класс В15;
    • марка М200;
    • морозостойкость F200.

    Бетонная смесь должна соответствовать требованиям ГОСТ 7473-2010 по характеристикам удобоукладываемости, плотности, температуры, пористости и объема вовлеченного воздуха. Также не стоит забывать о норме расхода при укладке бортового камня. Она рассчитывается по коэффициенту 0,593 на 100 погонных метров материала.

    Инструменты и приспособления

    Чтобы установить готовые бетонные бордюры нужно подготовить инструменты:

    Строительный уровень. Должен иметь длину не менее 1,5-2 метров.

    Это связано с тем, что стандартные бортовые камни имеют немаленькие размеры, а, чтобы выровнять их по горизонту требуется большая длина инструмента. Маленький метровый уровень здесь не подойдет.

  • Лопата. Понадобится, чтобы замешивать раствор: насыпать материал в бетономешалку или собирать его в кучу.
  • Мастерок. Нужен для закладки бордюров бетоном на этапе, когда камень уже установлен и его необходимо зафиксировать.
  • Молоток или кувалда. Ее лучше брать с резиновым наконечником (киянку). Этот инструмент пригодится, когда нужно будет выровнять бордюры и подогнать их под одну полосу.
  • Болгарка с диском по камню.В процессе работы нужно отрезать лишние куски материала, чтобы уложиться в требуемую длину.
  • Оборудование и механизмы

    Наиболее очевидный и требуемый механизм для установки бортового камня – бетономешалка. Она поможет при замешивании бетонной смеси и цементно-песчаного раствора. Бетономешалку легко использовать на строительной площадке – она значительно упрощает процесс замешивания разных составов.

    Также может потребоваться специальный захват для бордюров. Его называют «зацеп для бордюрного камня». Он предназначен для подъема камня, так как один камень может весить до 95 кг. Существует захват поперечного и продольного типа.

    Порядок действий

    Чтобы процедура монтажа прошла правильно, рекомендуется придерживаться алгоритма. Инструкция подразумевает поэтапное выполнение нескольких задач.

    Выкапывание траншеи

    Перед тем, как выкопать траншею, рекомендуется провести разметку для бордюров. Для этого используют колышки и шнурок. Колья вбивают через каждые 1,5-2 метра, между ними натягивают нитку или шнурок.

    Нить должна быть натянута туго, что в будущем обеспечит ровную укладку бортового камня.

    Траншею копают для того, чтобы надежно закрепить в ней бордюры и предотвратить их расшатывание в окопе. Расшатывание зачастую возникает из-за температурных перепадов.

    Глубину траншеи можно вычислить самостоятельно: для этого достаточно знать толщину подстилающей подушки и высоту бордюра, а также желаемую высоту выступа бордюра над землей.

    Ширина траншеи должна быть такой, чтобы в нее вмещался бордюр, а также сбоку оставалось по несколько сантиметров для укладки бетона.

    Подготовка раствора для закрепления

    Когда траншея выкопана необходимо ее подготовить под установку бортового камня. Для этого траншею очищают от мусора, грязи. Также необходимо утрамбовать днище окопа с помощью виброплиты.

    Затем уже подготавливают бетонную смесь и другие материалы. На дно окопа укладывают геотекстиль, который послужит препятствием для прохождения корней и растительности. Затем происходит процесс отсыпки щебня, после этого его разравнивают и уплотняют виброплитой. Толщина слоя щебня составляет около 10 см.

    На конечном этапе подготавливают раствор для заливки. Для этого можно использовать сухую бетонную смесь, которую разводят водой в соответствующих пропорциях. Раствор должен быть густым, следовательно, воды в нем должно быть минимальное количество. Толщина такого бетонного слоя – в пределах 5-7 см.

    Монтаж по уровню

    Монтаж бортового камня осуществляется строго по натянутому шнуру и по строительному уровню. Именно поэтому лучше брать длинный инструмент, чтобы он захватывал сразу несколько бордюров.

    Участок, на котором устанавливают камень, может иметь уклоны. Неровности учитывать, так как возможен перекос. В будущем придется переделывать почти всю работу, а это дополнительные затраты.

    Небольшими кучками бетон укладывают в траншею, по линии установки и в тех местах, где будут стыки. На такие бетонные «возвышенности» устанавливается бортовой камень. На данном этапе также можно воспользоваться клещами или зацепами.

    Величина зазоров между изделиями должна составлять 1-3 мм. Бордюры выравнивают и корректируют их положение с помощью резинового молотка – такой инструмент бережно воздействует на камень, не раскалывая его при ударе.

    Бетонирование

    Когда бортовой камень выставлен, приступают к его бетонированию и созданию обойм. По бокам от бордюра на расстоянии 15-20 см выставляют опалубку. Ее заливают бетонной смесью. Бетонная смесь должна полностью войти в пространство под бортовым камнем и заполнить его.

    Одного кубометра бетона должно хватить на установку 15-17 изделий. Такая технология распределения бетона по двум сторонам называется «бетонным замком».

    Засыпка после застывания бетона

    Когда бетон полностью застыл, участки вокруг камня разравнивают. Их засыпают песком или щебнем. Стоит отдельно отметить процесс подрезки бортового камня, делают это с помощью болгарки. Подрезать изделие необходимо при изгибах или поворотах.

    Вместо болгарки можно использовать гильотину для колки камней, однако она считается более узкоспециализированным инструментом и чаще применяется в бригадах рабочих.

    Возможные трудности и ошибки

    В процессе работы могут возникать сложности и некоторые ошибки. Несколько нюансов работы:

    • на прямых участках укладку изделий нужно осуществлять впритык;
    • если присутствует большой радиус изгиба, то бордюры устанавливают без подрезки торцов;
    • если поворот крутой и дугообразный, то торцы нужно подрезать у обоих соседних камней;
    • процедура укладки камня должна быть произведена не позже, чем за 3 дня до начала мощения дорожек.

    Одна из ошибок начинающих мастеров – неверное приготовление раствора и несоблюдение пропорций. Такое нарушение может привести к получению слишком жидкого или густого раствора, который не подойдет для создания бетонного замка.

    Последствия

    Если вовремя не обнаружить нарушения, то они приведут к серьезным последствиям. Например, бортовой камень со временем может расшататься, выпасть из бетонного основания.

    Это говорит о том, что смесь из бетона или раствор были приготовлены неверно или уложены не по технологии. Если же установить изделие не по уровню, то перекосы и деформации будут заметны уже в первый месяц, что также приведет к расшатыванию.

    Заключение

    Установка бетонных бордюров необходима не только при дорожных работах и укладке асфальта, эта процедура также используется, когда выполняется мощение садовых дорожек.

    Для работы подбирают необходимые инструменты и оборудование, часто процедуру выполняет сразу несколько человек. Важно устанавливать камень строго по уровню, чтобы в дальнейшем не было перекосов и расшатывания изделий.

    Источник

    Технология укладки бордюрного камня

    Обязательно ли устанавливать бордюр при устройстве дорожных покрытий из плитки? Какие инструменты и материалы понадобятся для монтажа? Как выполняются работы по установке бордюрного камня? — на эти и другие вопросы отвечает практикующий специалист.

    Обязательно ли устанавливать бордюр при устройстве дорожных покрытий из плитки и как правильно его выбрать?

    При устройстве дорожных покрытий из тротуарной плитки установка бортового камня (бордюра, поребрика, БР) обязательна. Эти изделия выполняют несколько функций:

    • разграничивают пешеходную и проезжую части, пешеходную дорожку и газон;
    • предотвращают сдвиг и расползание элементов мощения, загрязнение дорожек грунтом;
    • придают участку аккуратный вид.

    Наибольшей популярностью пользуются БР, изготовленные из тяжелой бетонной смеси. При покупке изделий заводского изготовления нужно учитывать следующие факторы:

    • Характеристики бетона, из которого изготавливаются изделия. Качественная продукция должна иметь морозостойкость не ниже F200. Такой материал, способный выдерживать до 200 циклов замораживания/оттаивания, служит примерно 40 лет. Водопоглощение – не более 6%, марка прочности – М400 (класс прочности В30).
    • Способ производства. Лучшими характеристиками обладают вибропрессованные изделия –прочные, плотные, долговечные, имеют точную геометрическую форму.
    • Конкретное назначение. Для укладки бордюрного камня вдоль садовых дорожек рекомендуют изделия марки БР 100.20.8 (длина – 1 м, высота – 20 см, ширина – 8 см), для установки вдоль средненагружаемых автомобильных дорог – БР 100.30.15 (длина – 1 м, высота – 30 см, ширина – 15 см), для автомагистралей – БР 100.30.18 (длина – 1 м, высота – 30 см, ширина – 18 см). При изготовлении массивных бордюров для автомагистралей их упрочняют стальной арматурой.

    Как правильно установить бордюры, до или после укладки тротуарной плитки?

    На этот вопрос однозначно ответить сложно, потому что каждый из вариантов имеет плюсы и минусы.

    • Устанавливаем сразу. Этот вариант хорошо подходит для новичков. Бордюры четко обрамляют участок, который подлежит благоустройству, и упрощают задачу по соблюдению границ. Для экономии элементов мощения необходимо рассчитать расстояние между поребриками, которое должно быть кратно ширине брусчатки. При расчетах необходимо помнить, что между элементами мощения есть зазор – 2-4 мм. Новичкам лучше воспользоваться размерами уже готовой дорожки.
    • Монтируем после укладки брусчатки. Подобный выбор позволяет рационально использовать плитку и избежать ее распиливания.

    Какие инструменты и материалы понадобятся для монтажа бордюра?

    Для правильной установки тротуарного бордюра в соответствии с технологией необходимо подготовить: строительный уровень, деревянные колья, длинный прочный шнур, мастерок, емкость для приготовления цементно-песчаного раствора или бетономешалку, резиновый или деревянный молоток, клещи (понадобятся при использовании тяжелого БР).

    Какая технология установки дорожного бордюра является правильной?

    При обустройстве тротуаров и автодорог бордюрный камень обычно укладывают на бетонную подготовку. Этот способ хорошо подходит для грунтов, испытывающих сезонные пучения.

    • Перед тем как установить тротуарный бордюр, разбивают с помощью колышков и шнура линию монтажа лицевой стороны бортового камня. Лицевая сторона БР повернута к покрытию. На колышках наносят отметки расположения грунта и бетонного основания. На высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур. В зависимости от геологических особенностей участка верхний край поребриков может идти параллельно поверхности грунта или под уклоном к ней.
    • Подготовка траншеи под монтаж БР. Глубина ее должна быть такой, чтобы после укладки бордюра его верхний край возвышался над покрытием на 2-3 см. Если поребрик разделяет газон и пешеходную зону, то такое возвышение предотвратит попадание грунта на плитку.
    • Уплотнение грунта основания. Если для уплотнения используется виброплита, то ширина траншеи должна соответствовать ширине плиты. В общем случае ширина траншеи равна ширине БР плюс запас с каждой стороны по несколько сантиметров.
    • На грунт укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2. Эта операция не относится к обязательным, но она существенно продлевает срок службы бордюра, предотвращая смешивание грунта и щебня.

  • Устройство выравнивающего слоя из щебня (фракция – 20-40 мм), его толщина – примерно 10-15 см. Следует помнить, что после трамбовки толщина щебневого слоя уменьшается примерно на четверть. На участках с низким уровнем грунтовых вод вместо щебня для подсыпки можно использовать крупнофракционный песок.
  • Устройство цементно-песчаной или бетонной подушки толщиной 10 см. Цементно-песчаный раствор готовят из цемента марки М400 (1 часть по массе) и песка (3 части). Для изготовления бетонной смеси компоненты (Ц:П:Щ) берут в следующих пропорциях – 1:2:(2-3). Щебень – мелкофракционный. Цементно-песчаный раствор или бетонную смесь заливают не сразу на всю длину траншеи, а по частям, по мере установки бордюрного камня.
  • Укладка бортового камня в цементно-песчаную подушку, осаждение до нужного уровня, отмеченного шнуром. Для выравнивания верхнего края используется молоток с резиновой насадкой или деревянная киянка. Металлический молоток в этом случае не применяют, поскольку он может повредить поверхность бордюрного камня. Не стоит использовать для выравнивания БР вибрационный инструмент, который тоже может испортить поребрик.
  • Укладка бетона с лицевой нижней части камня и обратная засыпка грунтом с другой стороны. Засыпанный грунт уплотняют.
  • Заливка швов между бордюрными камнями цементным раствором.
  • Какая технология укладки бордюра применяется для обрамления садовых дорожек?

    Если грунты не склонны к пучению, пешеходные дорожки, клумбы, цветники можно обрамлять поребриками, которые устанавливаются только на уплотненную щебневую подготовку. Толщина щебневого слоя в этом случае должна быть не менее 15 см. Такой способ более дешевый и простой, по сравнению с установкой бордюра на бетонную смесь.

    Как правильно подготовить бордюр для его укладки по краям криволинейных дорожек?

    При оформлении криволинейных садовых дорожек с крутыми поворотами бордюрный камень приходится резать. Для этой цели в основном используются углошлифовальные машины (УШМ, «болгарки») с алмазным кругом по бетону или гильотины, рассчитанные на раскалывание изделий из натурального или искусственного камня. Частные застройщики чаще всего применяют УШМ, с помощью которой можно сделать аккуратный рез. Но при работах с ней необходимо быть предельно осторожным и использовать средства защиты для рук и глаз. Гильотиной резать проще и безопасней, но в домашних мастерских такого оборудования нет, а приобретать его для проведения разовых работ слишком дорого.

    Если дорожка делает плавные повороты, то поребрики не режут. Зазоры между ними заполняют цементно-песчаным раствором.

    Источник