Башенный кран схема монтажа

Сайт инженера-проектировщика

Свежие записи

Строительные башенные краны

Применение башенных кранов в строительстве

Башенные краны широко применяются для механизации высотного строительства на монтажных и погрузочно-разгрузочных работах. Благодаря стреле, закрепленной в верхней части башни, они перемещают грузы по сложным пространственным траекториям, имеют значительное подстреловое пространство, что повышает их технологические возможности. Монтаж и демонтаж кранов выполняют с помощью монтажной лебедки и полиспаста.

Классификация

По конструктивному строению различают краны с поворотной и неповоротной башней.

По способу установки башенные краны бывают передвижные, стационарные и самоподъемные.

Передвижные краны оборудуют, как правило, рельсово-колесным передвижным оборудованием, повышающим безопасность их использования. На башенных кранах чаще всего применяют многомоторный электропривод.

Стационарные краны не имеют ходового устройства, они устанавливаются на фундаменте вблизи дома.

Самоподъемные краны применяют при возведении зданий и сооружений большой высоты.

Система индексации отечественных башенных кранов буквенная и цифровая. Кроме букв КБ (кран башенный), есть четыре цифровых обозначения и два буквенных. Первая цифра означает соразмерную группу и характеризует грузовой момент крана, две последующие — порядковый номер модели, четвертая цифра после точки — это номер модели крана, который обозначает длину стрелы, высоту подъема и другие параметры. Первая буква означает номер модернизации крана. Последняя буквенная отметка указывает на климатическое изготовления крана ХЛ — для севера; Т и ТВ — соответственно для сухих и влажных тропиков. Если кран предназначен для умеренного климата, буквенная отметка не ставится. Например, индекс КБ-674.3А означает кран башенный; шестой размерной группы, грузовой момент 300 — 550 т / м; с неповоротной башней (74) третье исполнение после первой модернизации; предназначен для работы в умеренном климате.

Читайте также:  Пум звук для монтажа

Конструктивные схемы кранов

Башенные краны бывают двух типов: краны с поворотной и неповоротной башней. Самые распространенные краны имеют следующие конструктивные схемы:

— с поворотной башней и нижним расположением опорно-поворотного устройства;

— с неповоротной башней и верхним размещением опорно-поворотного устройства.

Изменение вылета стрелы обеспечивается ее наклоном и перемещением тележки. Схема башенного крана с поворотной башней и основные его параметры приведены на рис.6.1; Q, т, — грузоподъемность, то есть максимальная масса груза, который может поднять кран (кран может поднять наибольший груз при минимальном вылете); L, м — вылет крюка стрелы — это расстояние от центра груза до оси вращения крана; М, т × м, — грузовой момент.

Основными парами башенных кранов являются: грузовой момент, который зависит от высоты подъема и вылета стрелы, скорость всех рабочих перемещений, мощность механизмов, масса крана и параметры крановых путей.

Башенные краны монтируют на крановых путях 15, которые должны соответствовать нормативным документам.. По рельсам крановых путей передвигаются ходовые тележки 14, две из них приводные, а две — неприводные. Механизм перемещения приводных тележек имеет электродвигатель, тормоза с электромагнитным или электрогидравлическим управлением, редуктор и открытую зубчатую передачу. Ходовые тележки устанавливают на вертикальных осях с возможностью вращения для прохождения закруглений рельсового пути.

Рис. 1 — Схема башенного крана с поворотной башней: 1 — поворотная платформа; 2 — противовес; 3,4 — лебедка тележки и грузовая лебедка; 5,6 — соответственно тяговый канат тележки и полиспаст; 7 — консоль; 8 — кабина управления, 9 — стрела; 10 — крюковая подвеска; 11 — башня; 12 — опорно-поворотное устройство и механизм поворота; 13 — рама ходового устройства; 14 — ходовая тележка; 15 — крановый шеях, 16 — грузовой канат.

На раме ходового оборудования установлено опорно-поворотное устройство с механизмом поворота 12. Опорно-поворотное устройство кранов с поворотной башней представляет собой специально изготовленный шариковый или роликовый подшипник качения диаметром более 2 м. Этот подшипник воспринимает осевые и радиальные нагрузки в виде перекидного момента. На опорно-поворотном устройстве установлена ​​поворотная платформа 1, на которой смонтирован противовес 2, лебедка тележки 3, грузовые лебедки 4 и башня 11. В верхней части башни установлена кабина управления 8 и шарнирно закрепленная стрела 9. С противоположной от стрелы стороны башни закреплена консоль с обводными блоками. Канат 5, выходя из барабана лебедки, проходит через блоки стрелового полиспаста 6, второй конец каната 5 закреплено неподвижно. При намотке каната на барабан, подвижные блоки опускаются и с помощью дополнительных розчальных канатов, на которых они подвешены, поднимают стрелу под углом до 30 °. Так происходит изменение вылета. Грузовой канат 16 наматываясь на барабан лебедки 4, охватывает обводные блоки на конце стрелы и крюковой подвеске 10 и поднимает груз. Второй конец грузового каната охватывает обводные блоки и закрепляется на барабане лебедки 3. В результате при изменении вылета, высота подвешивания груза не меняется.

Схема башенного крана с неповоротной башней и изменением вылета стрелы с помощью грузовой тележки приведена на рис. 6.2. Такие краны изготавливают преимущественно без ходового устройства и устанавливают на фундаменте 1. Их часто используют в строительстве при возведении высотных зданий и сооружений. Для повышения устойчивости, башню 2 крепят к возводимому зданию, в верхней части башни размещена кабина управления 3.

Рис. 2 — Схема башенного крана с неповоротной башней: 1 — фундамент; 2 — башня; 3 — кабина управления; 4 — механизм поворота; 5 — консоль; 6 — противовес; 7,8 — грузовая и стреловая лебедки; 9 — трос; 10 — стрела; 11 — грузовой канат; 12 — крюковая подвеска; 13 — тележка грузовая; 14 — лебедка перемещения тележки,;15 — грузовой полиспаст

На башне установлен наголовник 9, который соединен с башней с помощью цапфы и размещенных по кругу катков. Цапфа и катки образуют опорно-поворотное устройство. К наголовнику шарнирно прикреплена стрела 10, а с противоположной стороны — консоль 5, на которую смонтирован противовес 6, стреловая 8 и грузовая 7 лебедки и механизм поворота 4. По стреле может двигаться грузовая тележка 13. стреловая лебедка 8 предназначена для удержания стрелы. В одних конструкциях башенных кранов стрела удерживается с помощью жестких тяг, в других стреловая лебедка может наклонять стрелу, что повышает высоту подъема груза. Грузовая тележка крепится на конце стрелы или перемещается по наклонной стреле. Грузовой канат 11 сматывается с барабана лебедки 7, охватывает обводные блоки, которые установленны на конце стрелы, на грузовой тележке и крюковой подвеске 12. Конец каната закреплен неподвижно у основания стрелы. Блоки грузовой тележки и крюковой подвески, охваченные канатами, образуют грузовой полиспаст 15. При подъеме груза, канат 11 наматывается на барабан лебедки 7, вылет стрелы при этом не меняется.

Механизм поворота 4 состоит из электродвигателя, тормозов, редуктора и открытой зубчатой ​​передачи. При повороте шестерня передачи катится по неподвижному зубчатому колесу, закрепленному на башне, и обращает наголовник с закрепленными на нем элементами конструкции. Вылет стрелы изменяется путем перемещения грузовой тележки 13 с помощью лебедки 14. При изменении вылета горизонтальной стрелы, высота подвешивания груза остается постоянной. Конструкции башенных кранов постоянно совершенствуются. На рис.3 приведены схемы крепления стрел в современных башенных кранах.

Рис. 3 — Схемы крепления стрел в современных башенных кранах: а, б, е, — боковое крепление стрел; в, г — с верхним расположением гуськовых стрел; д — с верхним расположением подъемной стрелы

Монтаж и демонтаж кранов

Кран с поворотной башней и подъемной стрелой демонтируют в такой последовательности: высоту башни уменьшают до минимума; стрелу опускают вертикально вниз, чтобы уменьшить длину стрелы; башню вместе со стрелой переводят в горизонтальное положение и закрепляют на устройстве автомобиля-тягача; демонтируют и отдельно перевозят противовес; домкратом или самоходным краном приподнимают раму ходового оборудования, снизу прикрепляют инвентарную пневмоколесную ось. С объекта на объект кран перевозят как автопоезд. Для монтажа крана на новом объекте следует заранее установить крановый путь. Монтируют кран в обратной последовательности. Монтаж и демонтаж башенных кранов выполняют с помощью их лебедок, полиспастов и одного-двух стреловых самоходных кранов.

Для повышения безопасности труда, башенные краны оснащают автоматическими приборами безопасности. К ним относятся ограничители перемещений крана, угла наклона стрелы, высоты подъема крюковой подвески, перемещения грузовой тележки, поворота крана и грузоподъемности. Все механизмы оснащают нормально замкнутыми тормозами, нэлектрозащитой. Кроме того, краны оборудуют указателями вылета стрелы и грузоподъемности.

На современных башенных кранах устанавливают анемометры, которые подают звуковые и световые сигналы при опасной скорости ветра.

Источник

Книга: Грузоподъемные машины

Монтаж и демонтаж башенных кранов

Башенные краны перевозят с одного строительного объекта на другой, по возможности не разбирая на составные единицы. Наибольшая масса транспортных единиц и их габаритные размеры определяются грузоподъемностью вспомогательного стрелового крана, используемого при их погрузке и выгрузке, грузоподъемностью транспортных средств и дорожными условиями. . Сборочные единицы крана перевозят и раскладывают на площадке в последовательности, соответствующей процессу монтажа.

Краны с поворотной башней перевозят без разборки на сборочные единицы, сложенными в транспортное положение. Отдельно от крана перевозят блоки контргруза (пригрузочного балласта). Под ходовую тележку крана устанавливают специальную одноосную тележку на пневмошинах, а головную часть башни крана укладывают на поворотный коник, закрепленный на раме тягача.

Монтаж кранов с поворотной башней после доставки его на строительную площадку выполняют в следующем порядке: ходовую часть крана, доставленного на строительную площадку (рис. 99, а) без разборки, завозят на подкрановые пути; при помощи вспомогательного стрелового крана головную часть башни снимают с тягача и устанавливают на монтажные козелки (рис. 99,6). Включением грузовой лебедки наклоняют раму ходовой тележки, чтобы выкатить из-под нее транспортную одноосную тележку (рис. 99, в), устанавливают ходовую часть крана колесами на рельсы подкранового пути и загружают противовесную консоль поворотной рамы блоками контргруза (рис. 99, г). Включением грузовой лебедки поднимают башню (рис. 99, д), а затем после закрепления башни на поворотной платформе поднимают в рабочее положение стрелу (рис. 99,е).

Монтаж кранов с неповоротной башней малых и средних размеров осуществляют при помощи собственных крановых стрел, используемых в начальной стадии монтажа в качестве монтажных мачт. Последовательность монтажа следующая (рис. 100): на рельсы заранее уложенного подкранового пути устанавливают ходовую тележку / (портал) крана. С одной ее стороны укладывают и шарнирно соединяют с тележкой собранную башню 2 с противовесной консолью 3, а с другой — стрелу 6 основанием, обращенным к тележке, и также шарнирно связывают с ней (рис. 100, а, поз. /). В некотором отдалении от головки стрелы устраивают якорь 8, к которому крепится якорный канат 7, другим концом соединенный с оголовком стрелы.

Головная часть башни крана соединяется с головной частью стрелы монтажным многониточным полиспастом 4, тяговый канат которого присоединен к барабану грузовой лебедки.

При пуске грузовой лебедки на подъем монтажный полиспаст 4 сокращается и поднимает стрелу до тех пор, пока не натянется якорный канат. Стрела при этом будет находиться под углом 70 — 75° к основанию (рис.100, а, поз. II).

При дальнейшем сокращении монтажного полиспаста поднимается башня. Работу лебедки приостанавливают при подходе башни в положение, близкое к неустойчивому равновесию, т. е. когда ее центр тяжести будет пересекать вертикаль, проходящую через ось монтажного шарнира. В этот момент винтовой домкрат 5, смонтированный у основания башни, упрется в гнездо на ходовой тележке (рис. 100,6, поз. Ш). Дальнейшая установка башни в рабочее положение происходит под влиянием собственной массы и массы стрелы при вывинчивании монтажного домкрата 5.

Приставные- краны монтируют наращиванием башни секциями с верха и последовательным подъемом головной части крана на очередную секцию.

Рис.100. Схема монтажа крана с неповоротной башней

а, б, в — последовательные этапы монтажа

Краны большой грузоподъемности независимо от того, выполнены ли они с неповоротной или поворотной

Источник

Устройство башенного крана. Монтаж и демонтаж башенных кранов

Грузоподъемная машина со стрелой, расположенной в верхней части вертикально закрепленной башни, служащая для захвата и перемещения крупногабаритного груза, называется башенным краном. Любой башенный кран обладает следующими параметрами: вылет стрелы, грузоподъемность, скорость подъема и опускания, глубина опускания, быстрота перемещения, скорость поворота башни и т.д. К составным узлам башенного крана относятся: башня, поворотная платформа со стреловой и грузовой лебедкой, опорно-поворотный механизм, устройство подъема и опускания груза, механизм передвижения машины, механизм изменения вылета стрелы и т.д.

Башня крана

Башня — основной элемент башенного крана, который служит для удерживания стрелы на заданной высоте и для распределения нагрузки со стрелы на ходовую раму и крановые пути. В большинстве случаев башни кранов имеют решетчатое строение (выполнены из уголков или труб небольшого диаметра). Также встречаются башни с телескопической конструкцией (выполнены из трубы большого диаметра).

Источник фото: exkavator.ru В большинстве случаев башни кранов имеют решетчатое строение

Башни кранов бывают поворотными и неповоротными. Поворотная башня представляет собой опорно-поворотное устройство с поворотной платформой, которое размещено внизу (на портале или опорной части крана). У неповоротных кранов платформа с башней не поворачивается. Поворотный механизм у такого типа машин расположен в верхней части. Для того чтобы кран мог поворачиваться, на башне закреплен поворотный оголовок с противовесной консолью для уравновешивания стрелы. Такая конструкция башенного крана позволяет перемещать грузы массой более 10 тонн. Главным преимуществом неповоротных башенных кранов является возможность их переоборудования для использования в качестве приставных башенных кранов (крепящихся к постройке).

В последнее время большую популярность набирают безоголовочные краны. Для большинства изготовителей производство именно этого типа кранов является преимущественным. Плюсом таких кранов является то, что они освобождены от металлоемкого и габаритного узла (оголовка башни и систем оттяжек, поддерживающих стрелу). Эти краны легко монтируются и не требуют особых усилий при транспортировке. Главный модуль поворотной части (кабина, все механизмы крана и электрооборудование) собирается внизу, а монтаж данной конструкции происходит за один подъем.

Поиск необходимого оборудования или запчастей стал еще проще — оставьте заявку и Вам перезвонят.

Ходовая рама башенного крана

Немаловажным элементом в устройстве башенного крана является ходовая рама, служащая для переноса нагрузок на крановые пути. У неповоротных башенных кранов рамы бывают шатровые либо в форме усеченной пирамиды. У кранов с поворотными башнями нагрузки на раму передаются через опорно-поворотное устройство, которое размещено в нижней части машины.

Источник фото: exkavator.ru Ходовая рама служит для переноса нагрузок на крановые пути

Стрела башенного крана

Стрела башенного крана представляет собой механизм, с помощью которого он достает до груза, находящегося от него на определенном расстоянии. Различают подъемные, балочные и шарнирно-сочлененные стрелы башенного крана.

К плюсам стрел первого типа крана можно отнести то, что они отличаются малым размером и массой. Также они легко монтируются и легко поддаются транспортировке. К недостаткам таких стрел относится то, что для изменения вылета крюка невозможно переместить груз горизонтально. Встречаются подвесные, подвесные со стойками, подвесные с гуськом и молотовидные варианты.

Балочный тип стрел насчитывает 2 вида: подвесные и молотовидные. Больше всего в строительстве применяют подвесные балочные стрелы. По нижней части таких стрел, которые представляют собой двутавровую балку, перемещаются катки грузовой тележки, служащей для захвата и перемещения груза. Молотовидные балочные стрелы не получили широкого распространения ввиду больших размеров и массы конструкции.

Шарнирно-сочлененные стрелы состоят из двух частей (основной и головной) и относятся к типу комбинированных стрел. Головная часть шарнирно-сочлененной стрелы называется гуськом. Башенные краны с таким типом стрел обладают двумя крюковыми подвесками. Вылет шарнирно-сочлененной стрелы может изменяться двумя вариантами:

  • подъемом всей стрелы;
  • сочетанием движений подъема стрелы и перемещением по ней грузовой тележки.

Применение данного типа стрел обусловлено необходимостью увеличения высоты и подъема крана и вылета крюка.

Противовесы

На противоположной стороне стрелы расположены противовесы, служащие для устойчивости крана. На кранах с поворотной башней вместо противовесов применяют специальные распорки, с помощью которых ветви стреловых канатов отводятся от башни. На кранах с неповоротной башней противовес размещают на конце противовесной консоли.

Источник фото: exkavator.ru Противовесы служат для устойчивости башенного крана

Лебедки

Лебедки, как и противовесы, располагаются на противоположной стороне стрелы. Конструкция крановых лебедок состоит из электродвигателя, барабана, тормоза и редуктора. Различают грузовые, стреловые, тележечные лебедки. Современные грузовые лебедки имеют несколько скоростей подъема и опускания груза. На отдельные башенные краны устанавливают сразу несколько грузовых лебедок: для больших, средних и малых грузов. Стреловые лебедки применяются для изменения вылета крюка и угла наклона стрелы. Тележечные лебедки используются для движения грузовых тележек по балочной стреле.

Стальные канаты

При эксплуатации башенного крана стальные канаты играют одну из главных ролей. Канаты выполняют функцию тяговых органов крана при подъеме груза и стрелы. Стальные канаты используют при монтаже и демонтаже башенного крана, при выдвижении башни, для поворота крана, а также для передвижения грузовой тележки по стреле. Рациональность использования канатов из стали обусловлена их высокой прочностью, гибкостью, грузоподъемностью при относительно малом собственном весе.

Блоки, полиспасты, барабаны

Блоки, полиспасты, барабаны служат для соединения каната с подъемным механизмом. Все эти механизмы предназначены для подъема и опускания грузов. Блок, как простейший механизм, представляет собой колесо с желобом для размещения каната. К недостаткам блоков относится то, что они практически не дают выигрыша в силе. Блоки бывают подвижные (перемещаются вместе с грузом) и неподвижные (используются для изменения направления движения канатов). Полиспасты представляют собой механизм, состоящий из нескольких подвижных и неподвижных блоков, которые скреплены канатом. Из-за невысокой скорости подъема грузов полиспаст позволяет получить большой выигрыш в силе. Барабан выполняется в форме цилиндра с полыми внутренностями. В конструкции барабана применены винтовые канавки, которые служат для меньшего износа и лучшей укладки каната.

Перемещение башенного крана

По возможности перемещения башенные краны делятся на: передвижные (самоходные и прицепные), стационарные (приставные), самоподъемные (монтируются на каркасе строящегося здания). Для того чтобы башенные кран имел возможность перемещения, к нему применяют различные шасси: автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, шагающие, рельсовые.

В большинстве случаев движение самоходных башенных кранов осуществляется путем перемещения ходовых тележек по крановым путям (рельсам). Для распределения нагрузки ходовые тележки крана объединяют в балансирные. Четырехколесный кран снабжен механизмом передвижения с приводом на два колеса. Тележки, располагающие восьмью и более колесами, снабжены индивидуальным приводом. Ведущая тележка оборудована двигателем и зубчатым редуктором, а с торца на нее устанавливаются противоугонные устройства. Противоугонные захваты предотвращают движение крана вне рабочего режима посредством ветра. На одной из тележек также размещается кнопка включения и выключения ограничителя пути, которая срабатывает при наезде крана на рельсах за ограничивающую линию.

Источник фото: exkavator.ru Стационарный башенный кран. Вид сблизи

Монтаж, демонтаж башенного крана

На практике применяют достаточно большое количество способов монтажа башенного крана. Для каждой конкретной ситуации применяется свой метод. Основными факторами, влияющими на выбор того или иного способа, являются: высота башни и длина стрелы, условия установки крана, продолжительность стоянки.

В случае, когда ситуация требует частой перевозки башенного крана с одной строительной площадки на другую, используют кран специальной конструкции, которая позволяет складывать машину, не разбирая ее. Минусом такого крана является то, что для его монтажа необходимо значительное место на стройплощадке.

Для поворотных кранов используют способ самостоятельного подъема башни вместе со стрелой с помощью полиспаста.

Универсальный способ монтажа башенного крана подразумевает применение стационарной мачты. Отдельные конструкции частями монтируют в нужной последовательности. В случаях, когда использование мачты невозможно, монтаж выполняется с использованием легкого ползучего крана.

Демонтаж башенных кранов осуществляется в обратной последовательности монтажу.

Источник