Виды монтажа
Из многообразия видов и разновидностей монтажа выделим последовательный , параллельный, ассоциативный.
Последовательный, или повествовательный, монтаж излагает содержание события или явления в хронологической или логической последовательности. Такая организация материала характерна, в первую очередь, для научного кино. Для повествовательного монтажа характерны плавные монтажные переходы — резкое противопоставление кадров не свойственно для него , так как может отвлечь зрителя от основной мысли.
Параллельный монтаж соединяет между собой два, а иногда и более событий, происходящих в разных местах. Они могут происходить и в разное время, но так как фрагменты переплетаются, перебивают друг друга, возникает сопоставление, в результате чего они приобретают новый смысл. В качестве классического примера применения параллельного монтажа обычно приводят кинофильм Нетерпимость американского режиссера Д.-У. Гриффита (1916). В нем параллельно рассказывается о четырех событиях, происходивших в различные эпохи, но объединенных одной и той же движущей силой — нетерпимостью людей к чужим взглядам, идеям. Зритель видит картины разрушения Вавилона, преследования и казни Христа, резню гугенотов, учиненную католиками (Варфоломеевская ночь), и современную трагедию американской жизни — осуждение к смертной казни невиновного человека.
В телефильме Противостояние (автор сценария Ю. Семенов, режиссер С. Аранович, Ленфильм, 1985) параллельно происходят три действия: поведение предателя в годы Великой Отечественной войны, совершаемое им убийство в наши дни, розыск убийцы. Сближают эти события сцены суда над изменниками, пособниками гитлеровцев.
Разновидность параллельного монтажа, его частный случай — перекрестный монтаж, который показывает два связанных между собой и в силу этого происходящие одновременно действия, как это бывает в классических по построению фильмах-погонях. Поочередный показ убегающего преступника и его преследователей заставляет зрителей значительно острее переживать все перипетии погони.
Обостренное ощущение опасности создают чередующиеся кадры: ребенок, беззаботно играющий на рельсах, приближающийся поезд и спешащий на помощь человек.
Параллельный монтаж используется нередко и для сжатия времени. Допустим, надо показать монтаж дымовых труб электростанции с помощью вертолета. Обычные перебивочные планы в данном случае не решат задачи — ясно, что строительство продолжается не один день. Поэтому вначале показывают сборку металлических секций на земле, затем такую же секцию на тросе вертолета, опускающего ее на строящуюся трубу. Эффект достигается за счет поочередного показа действий, происходящих в разных местах одновременно.
Ассоциативный монтаж характерен включением в повествование кадров, способных вызвать определенные образные сравнения, ассоциации, придать новый смысл эпизоду.
Весьма распространен прием передачи душевного состояния человека через изображение явлений природы: легкие перистые. облака гармонируют с безмятежностью, хорошим настроением персонажей, сплошные же кучевые облака с признаками ветра в кадре (качание ветвей деревьев, небольшие волны) создают тревожное настроение, которое может совпадать или, наоборот, резко контрастировать с душевным состоянием изображаемых в кадре людей. Наконец, мрачные, быстро несущиеся по небу, разорванные темные облака вызывают настоящую тревогу, предчувствие беды.
Человек расхаживает по комнате, то и дело поглядывая на часы. Он кого-то ожидает. Томительность ожидания усиливают тяжело падающие капли воды из крана или заунывная песня в громкоговорителе. Кадр, в котором рука выдергивает из розетки шнур громкоговорителя, еще больше подчеркивает раздражение, вызванное ожиданием.
Дети, играя, забросили в открытое окно мяч. Оттуда высунулся небритый всклокоченный человек и тут же принялся сердито кричать. (Звук в данной сцене совершенно не обязателен.) Зрителю уже ясен малосимпатичный характер этого человека, поднявшего скандал по пустяшному поводу. Но если в кадр с обозленным человеком — хозяином квартиры врезать крупный план разъяренного пса, такое сравнение будет и комичным, и вполне оправданным по существу (рис. 8).
Нередко ведущая роль принадлежит закадровой пояснительной речи, комментарию. В первую очередь, это относится к научно-популярным и технико-пропагандистским фильмам. В таких фильмах, а также хроникальных лентах рядом могут стоять зрительно малосочетаемые кадры, но иллюстрирующие высказанную мысль.
Выдающийся советский режиссер и драматург А. П. Довженко (1894—1956) писал о документальном фильме: . В основе качества картины лежит слово и монтаж, подчиненный слову. И как бы мы ни разговаривали, все-таки, когда картина монтируется, уже некий, хотя еще и не написанный, дикторский текст складывается в голове монтирующего . Идет очень сложный процесс, как будто бежит пара лошадей, которые все время друг друга обгоняют. Сначала все идет в материале, потом слово обгоняет монтаж. . Я когда-то заставил Ю. И. Солнцеву собрать мне всю грязь. из корзин на студии. Ей все давали эту грязь — все, что как-то случайно снял, — а из этой грязи получилось знаменитое Весеннее наступление. Это те семена, которые проросли в патетические сцены буранов, снегов, метелей, наступления войск. И когда все это было смонтировано. дикторским текстом. получилась драгоценность вместо грязи.
Неожиданный эффект дает сопоставление совершен; различных по характеру изображений. Известный сове ский режиссер и теоретик кино Л. Кулешов (1899 1970) проделал ставший знаменитым опыт. Он взял кру ный план актера со спокойным выражением лица и с единял с ним в одном случае изображение тарелки суп в другом — ребенка и в третьем — гроба. И каждый р бесстрастное при отдельном рассматривании лицо актер казалось, выражало то голод, то родительскую любон то горе. Основываясь на этом эффекте, с помощью с мой простой перестановки отснятых кадров можно пр дать эпизоду совершенно новый, порой противоположый смысл, сравнительно с тем, что был заложен перв начально при съемке эпизода. Проиллюстрируем это пр мером (рис. 9).
Кадр первый — крупно: улыбающееся лицо женщин Кадр второй — ее муж вешает новую картину, и э радует женщину.
Рис. 8. Пример ассоциативного монтажа
Рис. 9. Если поменять местами 1-й и 4-й кадры, полностью изменится смысл эпизода
Кадр третий — сделав неосторожное движение, муж падает с табуретки (общий план).
Кадр четвертый — снова крупно: испуганное лицо женщины.
Такое построение эпизода логично передает смену настроений женщины — она радовалась новой картине, но перепугана падением мужа. Это естественно. Попробуем теперь переставить местами первый и четвертый кадры. Теперь получится: женщина с серьезным лицом (испуганное может выглядеть просто серьезным) смотрит, как муж вешает картину, а когда тот сваливается, — не может сдержать улыбку: отношения между супругами, видимо, не такие, чтобы она очень за него переживала.
Источник
Ассоциативный вид монтажа это
05. Виды монтажа
1. Виды монтажа по линейности
Линейный монтаж происходит чаще в реальном времени. Видео из нескольких источников (проигрывателей, камер т. д.) поступает через коммутатор на приёмник (эфирный транслятор, записывающее устройство). В этом случае переключением источников сигнала занимается режиссёр линейного монтажа. О линейном монтаже также говорят в случае процесса урезания сцен в видеоматериале без нарушения их последовательности.
При нелинейном монтаже видео разделяется на фрагменты (предварительно видео может быть преобразовано в цифровую форму), после чего фрагменты записываются в нужной последовательности, в нужном формате на выбранный видеоноситель . При этом фрагменты могут быть урезаны, то есть не весь исходный материал попадает в целевую последовательность; подчас сокращения бывают очень масштабными.
2. Виды монтажа по логике построения видеоряда
Последовательный монтаж
При использовании последовательного монтажа эпизоды, сцены и кадры, показывающие последовательное развитие событий, выстраивают друг за другом в хронологическом порядке. Такой монтаж является простым и интуитивно понятным зрителю, поэтому-то и находит самое широкое применение. Смена места событий может быть обозначена простым стыком разноплановых сцен с резким изменением характера звукового сопровождения. Новый колорит последующего кадра также вызывает ощущение пространственно-временного скачка.
Если в смежных кадрах представлены события, разделенные временем, особенно снятые в одном и том же месте или при подобном окружении, то стык надо выделять специальными средствами – эффектом, поясняющими титрами, затемнением в конце предыдущей сцены и выходом из него в начале следующего кадра. Важны и детали в кадре (цветы завяли).
Параллельный монтаж
Чередуя фрагменты сцен с одновременно происходящими в разных местах событиями, можно подчеркнуть их взаимосвязь, сопоставить или противопоставить героев и явления, сделать анализ событий, то есть отделить причину от следствия, предысторию от результата. Параллельный монтаж используют также для разрешения затруднений при стыковке кадров. С помощью этого метода значительно сокращается общая длительность сцен и эпизодов, а фильм в целом становится динамичнее, так как появляется возможность исключить рутинные и малоинтересные действия героев, не вызывая скачков в развитии действия. Разновидность – перекрестный монтаж, то есть показ нескольких одновременно происходящих действий.
Разрывать сцену лучше в самом драматичном месте, тогда зритель будет ожидать продолжения с интересом и вниманием.
Стык между кадрами должен однозначно указать на изменение места действия. Резкая смена масштаба изображения, освещенности или колорита сцены вызывает ощущение пространственного скачка.
Монтируя две перекликающиеся исторические линии, прошлое надо выделять особо. В зависимости от степени развития техники «тех дней» и количества «прошедших лет» (кавычки относятся только к псевдопрошлому ), можно выбрать черно-белое изображение, имитацию дефектов кинопленки. Подойдет также смещение цветовой палитры в теплые тона (сепия), понижение насыщенности и контрастности изображения (пленка ведь выцветает) и другие видеофильтры .
Строящийся монтаж
Специально подобранным чередованием кадров можно натолкнуть зрителя на мысль о причинно-следственных отношениях между событиями, возможно, независимыми на самом деле. Последовательность показанных действий влияет на вывод зрителя о действиях героев и обо всем происходящем по схеме: «после того — значит по причине того». Рассмотрим в качестве примера перестановки нескольких кадров.
1. Семья веселится: муж и жена подшучивают друг над другом, дети визжат от восторга.
2. Довольное лицо мужа крупным планом.
3. Муж моет посуду. Вдруг антикварная чашка выскальзывает у него из рук и разбивается вдребезги.
4. На лице жены (крупным планом) явно прочитывается огорчение.
Изменяя порядок включения перечисленных кадров, можно изменить и смысл происходящего.
* Посмотрев последовательность 1-2-3-4, можно сделать вывод, что даже простое дело требует к себе серьезного отношения.
* Последовательность 1-3-4-2 намекает на то, что жена впредь не доверит мытье посуды даже взрослым помощникам.
* Последовательность 2-4-3-1 говорит о том, что посуда бьется к счастью.
При компоновке надо соблюдать определенные правила согласования кадров, идеальной можно считать стыковку, дающую монтажный кадр. Об этом речь пойдет особо, здесь отметим лишь специфические особенности.
Задний план в соседних кадрах «одной» сцены не должен изменяться — ведь одно действие происходит в одном и том же месте. Колорит, освещенность и, тем более, природа и окружение должны оставаться неизменными. Ощущение того, что все происходит в одном месте, будет тем больше, чем незаметнее станет применение специальных компьютерных эффектов (например, многослойного монтажа, видеофильтров , корректирующих яркость и цветность, и т. п.), но лучше, конечно, вовсе обходиться без них.
Эффектно смотрится вхождение персонажа в кадр, где уже присутствует его партнер. Движением героев от середины в разные стороны экрана можно подчеркнуть их расхождение во взглядах.
Необходимо согласовывать кадры по ориентации и направлению действия (если разъяренный лев прыгает с правого края экрана в глубь сцены, то в следующем кадре ваша жена должна находиться в центре сцены и смотреть с улыбкой в ту сторону, где только что был царь зверей). Противники или собеседники в чередующихся кадрах должны смотреть в середину с разных краев экрана.
Сравнительный монтаж
Сравнительный монтаж применяют для придания сценам эмоциональной окрашенности, а всему фильму — определенного настроения. С его помощью можно подчеркнуть авторскую точку зрения на представленные события.
Ассоциативный монтаж
Чередующиеся сцены должны вызывать у зрителя мысль о подобии, взаимосвязи, аналогии показанных образов или событий. Например, это могут быть метафоры: человек-монумент, человек-птица, человек-чайник. Такой монтаж подходит для навязывания зрителю мнения о взаимообусловленности событий и явлений, символичности происходящего на экране.
Здесь можно отступать от многих правил построения эпизода. Можно использовать широкомасштабный наезд или отъезд камеры (лесоруб, закончив работать, оставляет после себя пустыню, которая становится видна после отъезда камеры или трансфокатора).
Интеллектуальный монтаж
Целью интеллектуального монтажа является отображение мыслей, воспоминаний, устремлений человека. Часто сцену начинают и заканчивают наплывом кадров, отображающих реальные и мыслимые объекты. Можно воображаемое сделать полупрозрачным и наложить его на подложку с изображением реальности в течение всего времени показа (или наоборот), оба кадра не должны отображать динамичных объектов одновременно. Иногда используют приемы специального выделения воображаемого:
* сны можно выделить черно-белым изображением;
* воспоминания можно показать стробоскопическими или замедленными кадрами, или имитацией старой хроники (на изображение накладываются различные технические «дефекты»);
* мысли или мечты можно представить размытыми и нечеткими кадрами или, наоборот, кадрами с повышенной насыщенностью цвета, подчеркнутыми контурами, вплоть до имитации мультфильма.
Психологический монтаж
Психологический монтаж часто применяется в рекламе для воздействия на подсознание потенциального покупателя (избирателя), здесь учитываются особенности восприятия информации человеком. Метод агрессивный, особо опасен для детей и утомленных взрослых. Главная цель завуалирована, внешне ненавязчива. Опасность заключается в том, что впоследствии человек делает вынужденный выбор (или отказывается от чего-то), не отдавая себе отчета о причинах предпочтения.
Реальный способ непосредственного воздействия на подсознание заключается в следующем. Если яркостью и контрастностью или громкостью и тембром последовательно выделять отдельные предметы на экране или отдельные слова в речи, то на уровне неосознанного эти внешне независимые объекты выстраиваются в ассоциативную цепочку, связанную с навязываемой мыслью.
Смещение акцентов приводит к притуплению бдительности и критического восприятия. Если рекламируемый объект перемещается на второстепенную роль в сюжете, то он воспринимается как нечто само собой разумеющееся, не вызывающее сомнений, тем более когда главный герой (событие) близок зрителю, внушает ему доверие и положительные чувства.
Как говорится, привычка — вторая натура. Человек выбирает то, о чем он уже где-то слышал. Неизвестность всегда вызывает опасение и страх. Для лучшего запоминания эффективен девиз, особенно в стихотворной форме или в виде припева с упоминанием рекламируемого объекта. Высшая степень привыкания — когда имя собственное становится нарицательным (ксерокс, паркер , спутник). Обещание «пряника» («красивой жизни», «райского наслаждения» и прочих земных благ) хоть и вызывает скептическое отношение, но западает на подкорку. Глупость, становясь обыденной и привычной, перестает быть отталкивающей и вызывает лишь жалость — начало сочувствия.
Использование эротики, особенно лишь намека на нее (тихая музыка, мягкое освещение, нежный голос, красивое лицо), и ненавязчивой ассоциации увиденного с нужным объектом действует на подсознание как указание: «Это то, чего ты хочешь».
Источник