Ассоциативный монтаж: что это и как использовать
Видеомонтаж — неотъемлемая часть создания красивых роликов. После съемки нужно нарезать клипы и склеить их друг
с другом в правильном порядке. Существует несколько методов, как объединить материал. Вы можете соединить кадры, которые происходят в один промежуток времени, схожи визуально или вызывают единые ассоциации и образы.
Последний прием называется ассоциативным монтажом. Метод часто применяют кинематографисты и сценаристы в различных жанрах. В этой статье мы расскажем о процессе нарезки клипов и поделимся примерами ассоциативного монтажа в кино.
Что такое ассоциативный монтаж
Монтаж — это нарезка и объединение видеоклипов для создания единой картины. Обработка подчеркивает взаимосвязь между кадрами и сопоставляет изображения согласно основной идее фильма.
В 1920-х годах Эйзенштейн разработал теорию видеомонтажа и свои знаменитые методы. Один из них — ассоциативный монтаж; это означает нарезку и склейку видео, которые вызывают ассоциацию у зрителей и формируют определенный образ. Данный прием направлен на то, чтобы вызвать эмоции и чувства у аудитории.
При ассоциативных переходах можно сопоставить темпы музыки или визуальные образы. Например, в фильме «Неприкасаемые» (1987) были объединены фрагменты с детской коляской, которая катится по наклонной улице, и кадры, где происходит перестрелка. Этот материал вызывает драматическое напряжение и страх у зрителя.
Для обработки роликов нужна программа для монтажа видео. С ее помощью можно нарезать и склеить клипы, добавить музыку и сохранить материал в подходящем формате. Вы можете выбрать приложение из рейтинга по ссылке выше.
Другие методы видеомонтажа
Помимо ассоциативного монтажа, Сергей Эйзенштейн предложил еще 4 метода:
Объединение кадров на основе точного измерения или продолжительности времени без учета длины и содержания момента. Например, по такту музыки. Способ применялся в ленте «Рокки» (1976).
Нарезка на основе содержания кадра или темпа музыки. Классическим пример — «Одесская лестница» из кинофильма «Броненосец «Потемкин» (1925). Также прием можно увидеть в картине «Одержимость» (2014).
Обрезка по тонам для выделения эмоциональных тем или смыслов. Материалы связаны на основе аудио или визуального сходства. Примером может служить сцена из ленты «Гарри Поттер и Принц-полукровка» (2009), где погибает Альбус Дамблдор.
Очень разные кадры, объединенные идеями и мышлением режиссера для создания визуальной метафоры. Т.е. фрагменты связаны едиными мыслями. Метод часто применяли Эйзенштейн и Хичкок в своем искусстве.
Чтобы попробовать различные методы в своей работе, воспользуйтесь удобным видео редактором. Программа ВидеоМОНТАЖ предлагает простые инструменты для нарезки роликов, а также галерею плавных переходов. Вы можете скачать приложение по ссылке и сразу приступить к коррекции видео.
Примеры ассоциативного монтажа
Чтобы лучше понять сопоставление кадров, вы можете ознакомиться с примерами видеомонтажа в кинофильмах:
«Вверх» (2009)
Нарезка кадров с семейной жизнью главного героя в начале фильма — это пример видеомонтажа ассоциативного характера.
В течение четырех минут режиссер показывает супружескую жизнь Карла и Элли — от их свадьбы до смерти героини.
Эта последовательность очень полезна для ленты. Она показывает эмоциональный багаж главного героя.
«На игле» (1995)
Другой пример построения сюжета и демонстрации характера персонажей посредством монтажа — кинолента «На игле». Ассоциативный переход можно увидеть в сценах с главными героями, играющими в футбол. С помощью данной последовательности зрителя знакомят с важными персонажами:
- «Псих» нарушает правила игры, а затем отрицает вину.
- Бегби жестоко врезается в другого игрока и улыбается по этому поводу.
- «Картошка» убегает от мяча и пропускает гол в качестве вратаря.
- Томми, золотой мальчик, хорошо играет, держит мяч, несмотря на то, что его отбивают трое игроков.
Также демонстрируются основные темы наркомания и нигилизм. В этом фрагменте показан переживания персонажей.
«Крестный отец» (1972)
С помощью видеомонтажа показывают, как Корлеоне завершает свой переход в «Крестного отца». Сопоставление крестника Майкла в церкви с жестокими расстрелами мафиозных боссов демонстрирует, насколько герой изменился с начала фильма.
Этот фрагмент — пример монтажа на основе изобразительных ассоциаций. Связь между религией и убийством — это аспекты мафии, которые возникают на протяжении всей серии фильмов.
Также на этом завершается основная сюжетная линия персонажа. Майкл стоит как глава семьи, отдавая приказы, поскольку он буквально действует как крестный отец для ребенка своей сестры.
Если вы хотите попробовать методы из известных кинофильмов, установите видеоредактор ВидеоМОНТАЖ и приступите к обработке. Программа подходит начинающим пользователям и не требует специальных навыков. Вы сможете создать красивые ролики с титрами, музыкой, эффектами и озвучкой. Загрузите приложение по ссылке выше!
Заключение
Теперь вы знаете, что такое ассоциативный монтаж и в каких фильмах его применяют. Посмотрите фрагменты из кинолент и попробуйте реализовать данный метод самостоятельно в специальных видеоредакторах. Удачи!
Источник
Ассоциативный монтаж
Ассоциативный монтаж — это такой монтаж кадров, образы которых вызовут у зрителя определенную связь (ассоциацию), и у него возникнет понимание принципиально нового смысла основного действия или характера персонажей. Чтобы добиться такого эффекта, необходимо придать действиям или персонажам какие-то общие черты, которые позволят зрителю понять взаимосвязь этих образов, уловить авторский замысел. В общении или в литературе, чтобы что-либо сравнить, то есть вызвать ассоциации, часто используются слова: как, подобно, словно и др. Например: «Он пишет, как курица лапой» — так говорят о плохом почерке. Ассоциация возникает и при употреблении, например, такого сравнения: «Смотри, ходит гоголем!». Это выражение означает «гордый, независимый вид» и никакого отношения к Николаю Васильевичу Гоголю не имеет. Для понимания этого сравнения и соответственно возникновения правильной ассоциации необходимо знать внешние особенности гоголя — нырковой утки, так как именно с ней и сравнивают. В экранном рассказе, если есть необходимость вызвать ассоциации, образы ставятся рядом один за другим так, чтобы зритель смог установить между ними логическую связь. Допустим, что мы решили экранизировать пословицу «пишет, как курица лапой». Для этого нужно снять два кадра крупным планом: первый — руку с авторучкой, которая безобразными движениями чертит на бумаге буквы, второй — трехпалые лапы курицы, царапающие сухую землю. Однако, чтобы возникла нужная ассоциация, снять эти кадры следует так, чтобы образы действия в них вызывали у зрителя мгновенную реакцию сопоставления. Так как при ограниченном времени показа экранного сообщения ассоциация у зрителя может не возникнуть, и авторский замысел может оказаться непонятым. Чтобы этого не произошло, режиссер обязан зафиксировать в кадрах некоторые аналогичные признаки того и другого образа действий. В данном случае такими признаками при идентичном масштабе объекта в кадре могут быть направление движения ручки и направление движения куриной лапы, а также скорость этих движений. (Рис. 103). Если при монтаже дважды сопоставить эти кадры, смех зрителей можно гарантировать. А продолжив рассказ, например, сценой, в которой наш герой приносит написанное своему начальнику и у того вытягивается лицо при взгляде на этот «документ», то смех обеспечен во второй раз. Зритель вспомнит в этот момент предложенную ранее ассоциацию. Сергей Эйзенштейн в фильме «Октябрь» многократно использует приемы ассоциативного монтажа, вошедшие в историю кино. Великий мастер стремился с помощью монтажа образов передать весьма сложные идеи. Приведем несколько примеров. В одном из эпизодов режиссер смонтировал кадры с изображением древних классических мраморных статуй, олицетворявших «Любовь», «Весну», «Материнство» и «Жизнь», с кадрами толстых и неуклюжих женщин в форме ударного женского батальона, который защищал Зимний дворец в дни октябрьского переворота в Петрограде, с целью подчеркнуть безобразность, антиэстетичность представителей «разложившегося» буржуазного мира. В другом эпизоде Эйзенштейн сопоставляет выступающих ораторов с музыкальными инструментами: меньшевика — с арфой, эсера — с балалайкой. Артисты, игравшие эти роли, в момент произнесения речей определенным образом жестикулировали, вызывая у зрителей нужные ассоциации. Керенского, например, Эйзенштейн сопоставил с механическим павлином, который напыщенно поворачивается из стороны в сторону с пышно распущенным хвостом.
В одной из сцен режиссер попытался с помощью монтажа кадров с изображением божеств и идолов, а также манипуляций с ними, разоблачить лозунг царской армии «Во имя Бога!» и таким образом донести до зрителя мысль, что Бога нет. Кадры с фигурами богов были расположены в ряд по нисходящей линии: от наиболее красивой и детально проработанной до наиболее примитивной в пластическом отношении. Завершался этот ряд чурбаном, что и должно было привести зрителя к пониманию авторского замысла. Фильм «Октябрь» не стал вторым «Броненосцем «Потемкиным», не завоевал мир, но он известен как один из самых дерзких экспериментов в истории кино, в котором отсутствие драматургии и сюжета заменено декларативными монтажными утверждениями и ассоциациями. Это сделало фильм малопривлекательным и слишком сложным для рядовых зрителей, не вызывающим эмоциональных переживаний. На этом и споткнулась теория «интеллектуального монтажа» Сергея Эйзенштейна. Используя ассоциативный монтаж при съемке фильмов, не следует повторять ошибки прошлого, не стоит строить фильм только на этом, хотя и весьма ярком приеме. Драматургию одним приемом не заменишь. На современном рекламном небосводе можно найти удачные ассоциативные изобразительные решения. В клипе «Аэрофлота» неизменно присутствует летящий по небу слон. Это еще один из возможных вариантов построения ассоциации, когда происходит замещение одного объекта другим. Зрители знают, что «Аэрофлот» — авиационная компания. Замещение авиалайнера слоном и есть порождение образа мощи и надежности рекламируемой фирмы. Авторы как бы хотят сказать: «Аэрофлот так всемогущ, что у него летают даже слоны». Ассоциация — острое авторское оружие. Она может блистательно работать в комедии, в сатирическом произведении, и тем более — в доведенном до гротеска. Наиболее яркие и выразительные ассоциации можно назвать метафорами, а монтажный прием, поднимающий ассоциацию на метафорический уровень, — метафорическим монтажом.
Источник
Ассоциативный монтаж
Ассоциативный монтаж — это такой монтаж кадров, образы которых вызовут у зрителя определенную связь (ассоциацию), и у него возникнет понимание принципиально нового смысла основного действия или характера персонажей. Чтобы добиться такого эффекта, необходимо придать действиям или персонажам какие-то общие черты, которые позволят зрителю понять взаимосвязь этих образов, уловить авторский замысел. В общении или в литературе, чтобы что-либо сравнить, то есть вызвать ассоциации, часто используются слова: как, подобно, словно и др. Например: «Он пишет, как курица лапой» — так говорят о плохом почерке. Ассоциация возникает и при употреблении, например, такого сравнения: «Смотри, ходит гоголем!». Это выражение означает «гордый, независимый вид» и никакого отношения к Николаю Васильевичу Гоголю не имеет. Для понимания этого сравнения и соответственно возникновения правильной ассоциации необходимо знать внешние особенности гоголя — нырковой утки, так как именно с ней и сравнивают. В экранном рассказе, если есть необходимость вызвать ассоциации, образы ставятся рядом один за другим так, чтобы зритель смог установить между ними логическую связь. Допустим, что мы решили экранизировать пословицу «пишет, как курица лапой». Для этого нужно снять два кадра крупным планом: первый — руку с авторучкой, которая безобразными движениями чертит на бумаге буквы, второй — трехпалые лапы курицы, царапающие сухую землю. Однако, чтобы возникла нужная ассоциация, снять эти кадры следует так, чтобы образы действия в них вызывали у зрителя мгновенную реакцию сопоставления. Так как при ограниченном времени показа экранного сообщения ассоциация у зрителя может не возникнуть, и авторский замысел может оказаться непонятым. Чтобы этого не произошло, режиссер обязан зафиксировать в кадрах некоторые аналогичные признаки того и другого образа действий. В данном случае такими признаками при идентичном масштабе объекта в кадре могут быть направление движения ручки и направление движения куриной лапы, а также скорость этих движений. (Рис. 103). Если при монтаже дважды сопоставить эти кадры, смех зрителей можно гарантировать. А продолжив рассказ, например, сценой, в которой наш герой приносит написанное своему начальнику и у того вытягивается лицо при взгляде на этот «документ», то смех обеспечен во второй раз. Зритель вспомнит в этот момент предложенную ранее ассоциацию. Сергей Эйзенштейн в фильме «Октябрь» многократно использует приемы ассоциативного монтажа, вошедшие в историю кино. Великий мастер стремился с помощью монтажа образов передать весьма сложные идеи. Приведем несколько примеров. В одном из эпизодов режиссер смонтировал кадры с изображением древних классических мраморных статуй, олицетворявших «Любовь», «Весну», «Материнство» и «Жизнь», с кадрами толстых и неуклюжих женщин в форме ударного женского батальона, который защищал Зимний дворец в дни октябрьского переворота в Петрограде, с целью подчеркнуть безобразность, антиэстетичность представителей «разложившегося» буржуазного мира. В другом эпизоде Эйзенштейн сопоставляет выступающих ораторов с музыкальными инструментами: меньшевика — с арфой, эсера — с балалайкой. Артисты, игравшие эти роли, в момент произнесения речей определенным образом жестикулировали, вызывая у зрителей нужные ассоциации. Керенского, например, Эйзенштейн сопоставил с механическим павлином, который напыщенно поворачивается из стороны в сторону с пышно распущенным хвостом.
В одной из сцен режиссер попытался с помощью монтажа кадров с изображением божеств и идолов, а также манипуляций с ними, разоблачить лозунг царской армии «Во имя Бога!» и таким образом донести до зрителя мысль, что Бога нет. Кадры с фигурами богов были расположены в ряд по нисходящей линии: от наиболее красивой и детально проработанной до наиболее примитивной в пластическом отношении. Завершался этот ряд чурбаном, что и должно было привести зрителя к пониманию авторского замысла. Фильм «Октябрь» не стал вторым «Броненосцем «Потемкиным», не завоевал мир, но он известен как один из самых дерзких экспериментов в истории кино, в котором отсутствие драматургии и сюжета заменено декларативными монтажными утверждениями и ассоциациями. Это сделало фильм малопривлекательным и слишком сложным для рядовых зрителей, не вызывающим эмоциональных переживаний. На этом и споткнулась теория «интеллектуального монтажа» Сергея Эйзенштейна. Используя ассоциативный монтаж при съемке фильмов, не следует повторять ошибки прошлого, не стоит строить фильм только на этом, хотя и весьма ярком приеме. Драматургию одним приемом не заменишь. На современном рекламном небосводе можно найти удачные ассоциативные изобразительные решения. В клипе «Аэрофлота» неизменно присутствует летящий по небу слон. Это еще один из возможных вариантов построения ассоциации, когда происходит замещение одного объекта другим. Зрители знают, что «Аэрофлот» — авиационная компания. Замещение авиалайнера слоном и есть порождение образа мощи и надежности рекламируемой фирмы. Авторы как бы хотят сказать: «Аэрофлот так всемогущ, что у него летают даже слоны». Ассоциация — острое авторское оружие. Она может блистательно работать в комедии, в сатирическом произведении, и тем более — в доведенном до гротеска. Наиболее яркие и выразительные ассоциации можно назвать метафорами, а монтажный прием, поднимающий ассоциацию на метафорический уровень, — метафорическим монтажом.
Источник