Акустический кабель из омедненного алюминия: аудиофильский кошмар становится явью?
За долгие годы увлечения различной Hi-Fi техникой у меня накопилось приличное количество отрезков акустического кабеля. Совершенно разного сечения, длины, брендов. Конечно, главным образом совсем бюджетных брендов вроде Belsis, Proconnect, Daxx . Или подороже: Supra, Monster, Tasker, Jamo и тд. Зачастую покупая на вторичке комплект аппаратуры — акустические кабели мне давали бонусом. Причём иной раз весьма неплохие. Были случаи, когда и дороже всего комплекта аппаратов. Но я и сам активно покупал кабели «на отрез» в магазинах.
Некоторые излишки дорогих брендовых кабелей — я сразу выставлял в продажу на Авито и пришёл к тому, что кабели (качественные, брендовые, дорогие) в моём городе продаются отвратительно. Их просто не покупает никто. Либо попадаются очень ушлые товарищи, которые предлагают бешеный торг, т.е. хотят получить дорогой кабель совсем за бесценок. При этом активно откликаются жители Москвы и Питера, их не пугает доставка. Кабели как правило весят не так много. Отправка СДЭКом или Почтой России — выходит недорого и быстро по срокам.
В итоге все свои нормальные кабели я распродал путём отправки в другие регионы. Остались самые дешевые отрезки. Я их и не выставлял никогда в продажу. Давал бонусом если кто-то покупал у меня колонки и просил кабель или продавал за символические 100-200-300 руб. сверху. Но как-то зайдя в магазин радиотоваров и увидев, что самая дешевая no name лапша в нём стоит 75 руб. за метр, пришёл домой измерил длину, сфотографировал свои кабели и выставил в продажу, опять же по символическим ценам в 100-200-300 рублей. Иной раз когда покупаешь дешевые колонки — тратить больше на акустический кабель к ним просто не хочется, ибо и техника не того уровня, чтобы на ней были хорошо слышны отличия между кабелями, да и денег в обрез и нецелесообразно брать к бюджетной технике кабеля за стоимость сопоставимую с самой аппаратурой.
Тема о кабельной продукции — извечно самая холиварная в аудио. Если кратко: кабеля безусловно влияют на звук. Но наиболее хорошо слышна такая разница: а) на очень дорогой аппаратуре высокого класса, б) на новодельной технике, которая спроектирована таким образом, чтобы кабели оказывали максимальный эффект на звук (это чтобы продавцы дорогих кабелей тоже могли как следует заработать). Если брать значительную часть советской аппаратуры (даже высшего, нулевого класса сложности) — там влияние кабелей на звук будет минимальным или вообще будет отсутствовать, либо будет выражено крайне незначительно. Такая же ситуация наблюдается с определенной частью винтажных аппаратов (особенно европейских).
Другой момент — покупать кабели которые стоят дороже, чем стоит например, усилитель или источник сигнала — это просто глупо. Лучше обновить колонки, усилитель, источник — это даст кардинальное изменение звучания системы, а не изменения окрасок и акцентов, как при смене кабеля.
И третий основной момент — полно качественных недорогих кабелей, которые обеспечивают надежную передачу сигнала, отличное воспроизведение звука. В любом магазине торгующем проф.музыкальным оборудованием или муз.инструментами. На большинстве студий стоят нормальные проф. кабели, а не аудиофильские миллионной стоимости. Если же нужно максимально дешево, максимальной толщины и в нарезку — тут на помощь приходят магазины автозвука, в них как правило цены на кабельную продукцию максимально низкие по сравнению с традиционными магазинами Hi-Fi .
За последний месяц произошло невероятное — у меня раскупили все отрезки самых дешевых кабелей. Объявление висело на Авито полгода — и интерес никто не проявлял. А за последний месяц — смели буквально все бюджетные кабели. И из-за того, что я уже всё распродав, забыл закрыть объявление — мне приходили ещё звонки и сообщения, практически ежедневно. Я связал это с тем, что видимо акустический кабель в магазинах подорожал. Краем уха я слышал, что сильно выросли цены на цветной и чёрный металл (даже в пунктах приёма), ну и разумеется, на стройматериалы цены бьют все рекорды — ибо лето, сезон.
А теперь я подбираюсь к самой сути статьи, тому что подтолкнуло меня написать данный материал. Первый из покупателей бюджетного кабеля меня немало озадачил. Кабель был Belsis 2*1,5мм 5 метров — продавал я за 200 руб. Думал: отдам кабель, покажу длину, получу деньги. Сумма символическая — дело 5-ти минут. (Покупатель меня оторвал от тарелки с горячим борщом).
А человек меня озадачил:
— Вы пишите в объявлении «медь», а чем докажете?
— Да по цвету же видно. Медь. И потом разве бывают какие-то другие акустические кабели кроме медных? Ну, серебро — другой ценовой сегмент.
— Я Вас умоляю, да сколько угодно бывает. Омедненный алюминий — сейчас везде!
— Я их покупал лет 7 назад, тогда такого не было. Ну или можете одну жилку вытащить покрутить на изгиб — алюминий сломается, оторвётся, а медь — нет. Или давайте напильник принесу — если внутри алюминий, то увидим.
Покупателя мои доводы удовлетворили и он забрал кабель, а я вернулся к борщу.
Я бы про этот случай забыл благополучно, но вопрос про омедненный алюминий стал меня преследовать. Хотя в тексте объявления у меня напротив каждого кабеля было написано: медь OFC, мне стали регулярно задавать вопросы в духе: а точно медь OFC? Может у это омедненный алюминий?
Когда я первый раз услышал про акустические кабели из алюминия я подумал: что за дичь? Да быть этого не может! Как оказалось, ещё как может.
Попробую максимально кратко и емко осветить данную тему. Омедненный алюминиевый акустический кабель — это не революция в кабельной промышленности, не инновационный продукт, ставший результатом прогресса и развития технологий, а просто банальная попытка очень сильно сэкономить со стороны производителей кабельной продукции. Т.е. попытка создать максимально дешевый продукт при этом совершенно не беря в расчет его крайне низкое качество, долговечность и потребительские свойства.
Источник
Бескислородная медь против алюминия. Есть ли разница? + видео
В прошлой статье вы видели (если не видели — посмотрите), что друг предложил мне новый кабель для связи АС и усилителя. Кабель медный OFC , т.е. так называемая » бескислородная » медь. На следующий же день я поехал к нему, и получил 5 метров вот такого кабеля:
Кабель плоский, очень мягкий, в ПВХ изоляции. На сайте производителя вычитал, что плетение из 130 жил.
Пока что будем называть его «кабель Х»
Так же нужно пару слов сказать о кабеле, которым я пользовался до этого дня. Как » настоящий аудиофил «, я использовал омедненный алюминий, 2×2.5мм², купленный невесть когда неизвестно зачем, по 45р за метр.
Проводя ранее сравнения, я для себя выяснил, что кабель, связывающий АС и усилитель, имеет меньшее влияние на звук, чем межблочные кабели.
Ну я так слышу, ну что ж тут поделаешь.
Поэтому, после продажи гибридного Daxx S93 , на замену ему из-под дивана пришел омедненный алюминий. Какой-то сильной деградации звука услышано не было, и я как-то «забил» на это дело. Слушал, как есть.
Сегодня, значит, настало время апгрейда. Но просто так сменить один кабель на другой — это же совсем не интересно.
Поэтому, настало время экспериментов!
Я решил записать «звук» и одного, и второго кабеля. Специальной аппаратуры для высокоточной записи звука у меня нет, но есть телефон, который записывает звук в качестве, по моему мнению, достаточном для того, чтобы выявить разницу в звучании компонентов.
После того, как я озвучил свои впечатления от » бескислородной » меди владельцу кабеля, он раскрыл мне тайну его стоимости:) Тайна была для того, чтобы стоимость не могла повлиять на мою оценку. Это кабель фирмы Belsis , его стоимость — 57руб . метр.
Первым «играет» алюминий, вторым — OFC, момент смены кабеля слышно.
Моё мнение я, с вашего позволения, оставлю пока что при себе. Вдруг кто-то после просмотра видео решит выразить своё мнение в комментариях.
Источник
Кабели и провода в Hi-Fi и домашнем кинотеатре
Многие годы промышленность, действующая вокруг hi-fi и hi-end машинерии, с упорством, достойным лучшего применения, внушает нам мысль о великой значимости соединительных кабелей для достижения высокого качества звукового тракта. К сожалению, наибольший вклад в пропаганду подобного шарлатанства вносят «почти независимые» аудиожурналы, которые часто оказываются единственным источником информации для подавляющего большинства любителей. Нетрудно понять сокровенные желания издателей и журналистов, ведь основным источником их существования является размещение коммерческой рекламы производителей и дистрибуторов обозреваемых продуктов.
Судя по ценам, производство всевозможных кабелей является куда более выгодным гешефтом, чем честная деятельность на ниве разработки и выпуска аппаратуры звуковоспроизведения.
Любопытно, что сами производители (по разным данным, споры ведутся уже около 30 лет) не могут объяснить на сколько-нибудь убедительном физическом уровне влияние свойств бытовых кабелей на качество полноценного аудиотракта. Здесь, по-видимому, мы имеем дело с очередной легендой XX и XXI столетий, любовно подхваченной широкими массами аудиофилов, не отягощенных знаниями на уровне школьной физики (многия знания — многия печали). Разумеется, такой публике не очень-то хочется добровольно расставаться со своими убеждениями (или им жалко потраченных впустую денег?), поэтому достаточно давно был выдуман ряд довольно оскорбительных, а на самом деле смехотворных объяснений, пригодных лишь для употребления в обществе им подобных аудиофилов. Кстати, о подлинном уровне того или иного популярного издания можно судить по количеству опубликованных тестов «шнурков».
Для примера приведем ряд наиболее одиозных постулатов, прочно прижившихся в аудиомире:
- «хороший» кабель способен улучшить звучание тракта или по крайней мере — не ухудшить, что неизбежно при использовании «плохого» кабеля;
- чем дороже кабель, тем он лучше «звучит»;
- самый лучший кабель — это тот, который сейчас интенсивнее всего раскручивается на рынке или привлекает взор большим количеством позолоты на разъемах;
- выбирая кабель из кучи аналогичных, можно отыскать самый лучший по звучанию;
- качество кабеля зависит от скорости распространения в нем сигнала по сравнению со скоростью света в вакууме;
- кабели, входящие в комплект блока, надо немедленно выбросить и заменить на новые, но по цене не менее 10% от стоимости аппаратуры;
- серебряные или покрытые тонким слоем серебра кабели звучат «звонко», а большинство медных — «нормально», а иногда и «отлично»;
- экранированные кабели имеют слишком большую емкость, поэтому они никуда не годны, и т.п.
А вот набор доморощенных «аргументов», предназначенных для повального убиения немногочисленных противников шнурковщины:
- каждый человек от рождения либо наделен способностью «слышать тракт», либо нет (очень удобная мысль для дилетантов и обскурантов. Не отличаю вольт от килограмма, но «слышу», а значит профессионально пригоден для составления тестов, написанных на им же изобретенной «аудиофене»);
- если вы не слышите разницы между «звучанием» кабелей за $20 и $500, то вы — козел (комментариев не требует);
- влияние кабелей начинает сказываться в трактах за $5000 и больше. Варианты: 50000, 100000, и так далее. (Вполне либеральная идея — если у вас нет таких денег, то и не надо соваться своим свиным рылом в наш калашный ряд);
- если вы не чувствуете появления «эмоций» при замене элементов тракта, в том числе кабелей на более «музыкальные», даже при прослушивании лично вам неприятного музыкального произведения, то вы — козел (напоминает старый анекдот: «Василий Иванович, ты палец в попе чувствуешь?»);
- спорим на ящик (варианты: вагон, железнодорожный состав) водки, что я на слух отличу предложенный вами плохой кабель от моего хорошего. (Рассчитано на то, что вы пожалеете денег на вагон водки, а вот супротивник никогда её не отдаст, если проиграет. На самом деле ничего он не отличит, если эксперимент поставить статистически грамотно, что и происходило неоднократно);
- влияние кабелей обусловлено различными физическими эффектами, не имеющими отношения к сути дела (изменениями температуры, волновыми свойствами кабелей, скин-эффектом, посторонними электромагнитными полями и пр.) (Явно прогуливали в средней школе уроки физики);
- существуют доселе неизвестные физические явления и законы, выходящие за рамки человеческого познания, которые и определяют зависимость качества тракта от качества кабелей. («Погоди, Вася, истина где-то рядом», совсем как спецагент Скалли, не правда ли?);
- а наши кабели применяются в авиакосмической технике (Полная чушь);
- вообще-то лучше всего иметь «наигранные» и «разогретые» кабели (т. е. провода, через которые многие годы протекали токи. Их находят в основном, на помойках);
- реклама от одного из фельдшеров кислых щей (к сожалению, мой талантливый коллега по институту): «Продаю полутораметровые сетевые кабели, серьезно улучшающие качество звучания». (Что только не брякнешь за лишние сто баксов в наше непростое время).
Наверно, каждый из любителей, интересующийся hi-fi и hi-end, слышал подобные заклинания. Но хватит голословно изгаляться над бедными апологетами шнурковщины (к ним не относятся профессионалы, сознательно надувающие потребителей во имя золотого тельца).
Теперь к делу. Всё сказанное ниже будет опираться на аксиому электроакустики: «Нельзя услышать то, что невозможно измерить». Разумеется, никто не отрицает значение экспертных оценок, но за последние полтора десятка лет вряд ли какая-либо авторитетная научная организация собирала группу экспертов, состоящую из профессиональных звукорежиссеров, инженеров–акустиков и неподготовленных слушателей, а затем проводила статистическую обработку результатов в соответствии с признанными международными стандартами. Занятие это дорогое и длинное, тем более, что для малых и больших нужд потребителя существуют мальчонки (девчонок почему-то мало) в популярных журналах, которым привозят из салонов кучу техники, а затем оные мальчонки её с умным видом референсно слушают, после чего тискают материалы тестов, написанные неудобоваримым английским языком в русской транскрипции. Самое интересное, что восторженные словесные оценки каждой модели совсем не соответствуют количеству проставленных звезд.
Тем более, что почти все журналы нынче обзавелись «измерительными лабораториями», собранными в офисном помещении, а не в полусвободном акустическом поле, сиречь заглушенной камере. Чаще всего такие лаборатории представляют собой персональный компьютер с измерительной платой, к которой подключен микрофон. Вот и всё. Подобные методики считаются их авторами наиболее приближенными к условиям реального размещения акустики в жилой комнате. (А мы-то мучились в свое время). В лучшем случае такие системы способны измерить амплитудно-частотные характеристики акустики по звуковому давлению на частотах не ниже 100—200 Гц.
Вместе с тем потребителю, по-видимому, хотелось бы получить какие-нибудь результаты измерений кабелей, применяемых в домашних системах. Методики этих измерений должны быть довольно простыми. Мы ведь не собираемся измерять диэлектрическую проницаемость изоляторов, пробивные напряжения, удельные емкость и индуктивность. Достаточно определить влияние кабеля на частотные и импульсные характеристики линии. Для этого необходимо лишь взять напрокат три–четыре катушки разного кабеля и иметь приличный генератор гармонического и импульсного сигналов, а также милливольтметр и осциллограф.
Измерим частотную характеристику кабеля в диапазоне от 20 Гц до 100 кГц, завал фронтов и спад верхушек импульсов формы меандра в том же диапазоне, а затем, грубо говоря, разделим полученные величины на длину кабеля в барабане. Очевидно, что наихудшие результаты должны быть получены у наиболее дешевых образцов, так что дорогой кабель нам вроде бы и не интересен.
Конечно, автору не удалось достать целый барабан кабеля, но собственные измерения, проведенные на отрезках длиной от 6 до 20 м, показали, что никаких изменений в переданном сигнале обнаружить не удалось. Это вполне соответствует результатам теоретических расчетов, в особенности при длинах отрезков от 1,5 до 3 м. Разумеется, никаких заметных на слух изменений звука при подключении любых кабелей зафиксировать не удалось, но для фанатов шнурковщины это не аргумент.
Что касается скин-эффекта (эффект протекания токов высокой частоты по поверхности проводника), то напомню некоторые простые числа: при частоте 10 КГц ток проникает в проводник с каждой стороны (по радиусу сечения) на 0,65 мм, а при частоте 100 КГц — на 0,21 мм. Диаметр акустического провода сечением 4,0 кв. мм составляет всего 2,26 мм.
Наиболее фанатичные любители известной американской фирмы Nordost Corporation (Эшленд, штат Массачусетс) провели измерения межблочного аналогового кабеля Valhalla, позиционируемого компанией как «референсный».
(Любопытно, что на карте мира, приведенной на сайте Nordost, граница между Европой и Азией проходит по линии Архангельск — Ростов-на-Дону).
Источник