Акустические колонки скрытого монтажа

Встраиваемая акустика: что это и как она работает

Обычно, слыша об «акустической системе», люди представляют провода и колонки, которые занимают всё свободное пространство в комнате. Но на деле это не всегда так: аудиосистему можно разместить на потолке или целиком спрятать в специальных нишах в стене. Поговорим о встраиваемой акустике, о том, как она устроена и где такие системы применяют.

Предыстория

Направление плоских колонок в индустрии акустических систем начало развиваться в 1990-х. В 1996 году был разработан «динамик с принципом распределённого функционирования», он же DML (Distributed Mode Loudspeaker). А уже в 1997 году поступила в продажу первая мини-аудиосистема, в которой использовалась эта технология, — её изготовила компания Benwin.

Продукт назывался Benwin BW2000 и представлял собой набор компьютерных колонок. Инженеры компании видели потенциал в DML-оборудовании: технологию планировали использовать в автомобильных аудиосистемах. Однако Benwin заморозили проект.

Плоские динамики привлекли внимание других игроков рынка, в том числе создателей звуковоспроизводящей техники для дома. В 2006 году компания Sonance представила одну из первых «невидимых» акустических систем Architectural Series. Колонки можно было встраивать в стены или потолок — аудиосистема становилась совершенно незаметной в интерьере.

Как это работает

В плоских колонках источник звука — широкополосный излучатель, или эксайтер. В нём, в отличие от динамического громкоговорителя, нет конического диффузора, и звуковая катушка соединена со сплошной панелью без отверстий. На неё катушка передаёт колебания, которые распространяются по всей площади панели.

Читайте также:  Монтаж встраиваемого холодильника атлант

Поверхность, в свою очередь, работает как дека музыкального инструмента и усиливает звуковые волны от катушки. Чтобы передавать колебания излучателя, материал поверхности колонки должен быть жёстким, но достаточно гибким. Поэтому панели делают из фанеры, алюминия или пластика.

Когда колонку устанавливают в стену или на потолок, панель красят им в тон (или в случае со стенами прячут за обоями). В среднем толщина покрытия над устройством не должна превышать 2–3 мм, иначе звучание системы будет нарушено.

Сферы применения

«Невидимые» аудиосистемы устанавливают как дома, так и в общественных местах. В жилом помещении плоские колонки можно смонтировать где угодно: в спальне, гостиной, на кухне. Встраиваемую акустику размещают даже в ванных и саунах. Например, модели серии LRg компании Stealth Acoustic выдерживают температуру до +60 °C и высокую влажность воздуха. Все металлические элементы колонки находятся за панелью, поэтому устройство не портится.

Также встраиваемые колонки используют как источник звука в домашних кинотеатрах. Подходящую для такого применения акустику выпускает компания Ceratec — под названием Cerasonar. В эту серию входят колонки для помещений разной площади — от 25 до 100 кв. м, — а также полноценный сабвуфер. Конструкция устройств предполагает наличие от одного до четырёх звуковых излучателей, их толщина — 10 см у сабвуфера и 5 см у остальных колонок.


На фото: малый кинозал в офисе «Аудиомании» с акустической системой Cerasonar

Видео о том, как производится монтаж акустики Cerasonar:

Плоские колонки устанавливают и в общественных местах, например в кафе и музеях. В ресторанах встраиваемую акустику размещают обычно на потолке. По словам владельцев заведений, плоские динамики «рассеивают» звук по помещению. В ресторане, как следствие, нет отдельных шумных мест возле динамиков, и все гости спокойно общаются друг с другом без необходимости перекрикивать музыку.

В выставочных пространствах встраиваемую акустику используют для создания звуковых инсталляций или делают частью произведения искусства. Так, британская художница Адриана Пейс (Adriana Paice) установила динамик в полотно, на котором была вышита шёлком строка из стихотворения. Когда посетители галереи прикасались к картине, они активировали датчики движения, и колонка начинала воспроизводить аудиозапись этого произведения.

Причём не всегда плоские колонки прячут в интерьере: аудиосистема может быть полноценным предметом декора. Такие устройства выпускает компания Fräsch. Колонки Fella таятся в ярких войлочных плитках, которые на 60% сделаны из переработанного пластика. Управляется система по Bluetooth.

Похожую аудиосистему создали в Bang and Olufsen. Набор BeoSound Shape состоит из шестиугольных плиток разного размера. В состав комплекса входят собственно плоские колонки с текстильным покрытием (под ним — пластиковая поверхность), усилители и демпферы.

Встраиваемую акустику используют и в уличных аудиосистемах. Например, колонки компании Feonic размещают под полом террасы или прячут за горшками с растениями. Устройства защищены от влаги и снега и работают при температуре -20… +100 °C.

Преимущества и недостатки

С помощью встраиваемой акустики можно создать полноценную аудиосистему, которая не займет много места. Интерьер помещения не нужно подстраивать под колонки, и по вашему желанию всё оборудование уберут с глаз долой. Причём по качеству звучания «невидимые» системы сопоставимы с обычными, «объёмными» колонками.

Основной недостаток встраиваемой акустики — величина расходов на создание такой системы. Хотя цена самого оборудования не превышает стоимости напольных колонок, инсталляция «невидимой» аудиосистемы в доме обойдётся дорого и займёт много времени.

Отдельный минус есть у потолочных колонок. Их звучание кому-то покажется странным и неестественным. Происходит это потому, что уши человека не привыкли воспринимать звук, идущий сверху. Поэтому акустическая система на потолке подойдёт не всём.

Об акустических системах в микроформате — в нашем Telegram-канале:

​Наш гид покупателя: полочные колонки vs напольные
С чего начать выбор домашней акустики
Как сделать прослушивание аудиосистемы более комфортным

Источник

«Анатомия» домашних акустических систем: встраиваемая акустика, мой звук – мои стены

Сегодня все большую популярность приобретают минимализм и аскетичные тенденции в дизайне интерьера. Многие не считают обилие предметов украшением жилого помещения. Некоторые даже полагают, что дизайн любой акустической системы, а также демонстрация аппаратуры, является дурным тоном и уродует обстановку помещения. Некоторые люди стараются имитировать исторический интерьер той или ной эпохи, в котором намеренно уменьшают количество современных предметов. Случается также, что классическая акустика занимает слишком много места и «съедает» объём небольших помещений. Что ж, о вкусах не спорят, а вопрос недостатка жилой площади актуален, посему сегодня материал о встраиваемых АС.

Несколько слов о стереотипах

Распространены стереотипные мнения о низком качестве звучания встраиваемых акустических систем, их стоимости, других недостатках.

Стереотип 1. Встраиваемые АС – это дешевые динамики для воспроизведения фоновой музыки в торговых объектах.


Такое мнение сформировалось, когда на рынке не существовало большого количества встраиваемых АС, соответствующих высоким стандартам (например, HI-FI). Высококачественная акустика этого типа была редкостью, и наиболее распространённой встраиваемой акустикой были трансляционные системы и динамики для торговых центров. Сегодня ситуация иная, но осадок, как говорится, остался.

Стереотип 2. Качество звука в подобных АС априори ниже, чем у других типов.


Суждения такого рода появляются после того, как встраиваемые АС монтируются без учета акустических особенностей помещения, с нарушением инструкций производителей, и, что закономерно, плохо звучат.

Стереотип 3. Встраиваемые АС с приличным (качественным, хорошим, «божественным») звуком запредельно дороги

Можно согласиться лишь отчасти (если речь идет о Hi End акустике), так как существует не мало моделей таких акустических систем с достойными характеристиками, которые стоят сравнимо, а порой и дешевле, чем классические аналоги.

Классификация и особенности применения

Достаточно условно можно разделить встраиваемую акустику на стеновую — In Wall (как правило, прямоугольной формы) и круглую — потолочную – InCell.

Главной особенностью InCell АС является небольшая масса. Как правило, производители рассчитывают её таким образом, что бы можно было беспрепятственно монтировать их на гипсокартон или подвесные потолки.

Встраиваемая акустика может быть бескорпусной (динамики/динамики + кроссовер), открытого типа (динамики, размещённые на передней панели) и модульной – плоский закрытый ящик для установки в ниши и рекреации.

Бескорпусные встраиваемые АС обладают следующими преимуществами:

  • стоимость ниже, чем у модульных ящиков;
  • самостоятельный выбор объёма полости для размещения;
  • высокая вариативность при размещении.

Как любые другие АС, они не лишены недостатков:

  • требуют достаточно большой площади плоскости размещения;
  • необходим минимальный объём воздуха в тыльной части;
  • требуют строгого соблюдения правил монтажа.

Открытый тип хорош тем, что размер фронтальной плоскости уже определён производителем, но сравнительно редок.

Корпусные модульные встраиваемые АС выгодно отличаются:

  • простотой монтажа;
  • акустически рассчитанными габаритами;
  • глубиной корпуса, полностью соответствующей толщине обшивки (60- 80 мм).

К недостаткам этого типа относят:

  • высокую стоимость;
  • небольшой ход диффузора динамиков в связи с не большой габаритной толщиной, невозможность использования излучателей с мощной магнитной системой;
  • вариативность размещения определена габаритами корпуса, а акустические свойства системы нельзя улучшить варьированием объёмов акустических полостей.

Следует учитывать, что в зависимости от акустического оформления меняется АЧХ встраиваемой АС. В плоском закрытом ящике характерно снижается выраженность низких, и, вероятно, будет горб в области средних и ВЧ, что следует учитывать при выборе типа.

О типе и габаритах подобных АС необходимо заранее сообщить дизайнеру, которому поручено создание проекта, а также уведомить о них подрядчика, который будет заниматься отделочными работами. В зависимости от выбранного варианта и конкретной модели, монтажная глубина установки такой акустики находится в диапазоне от 55 до 110 мм.

Хочу отметить, что большинство встраиваемых АС вне зависимости от типа снабжены подробными инструкциями по монтажу и специальными шаблонами для разметки. В зависимости от дизайнерского решения, фронтальные детали АС (решетки диффузоров, панели, крепления, дуги) могут быть покрашены в тот или иной цвет.

Конструкция

По конструкции большинство моделей встраиваемых АС можно разделить на:

  • широкополосные;
  • многополосные с отдельным размещением излучателей;
  • двухполосные – коаксиальные (СЧ/НЧ излучатель и твиттер расположены тандемом в едином каркасе).

Выбор конструкции акустических систем определяется их назначением. Для создания боковых и центральных фронтальных каналов в системах домашнего кинотеатра рекомендуют применять многополосные АС. При потолочном размещении целесообразно использовать коаксиальный тип, как наиболее компактный и распространённый в InCell оформлении. В случаях, когда АС планируется использовать преимущественно для высокоточного воспроизведения музыки, многие эксперты рекомендуют высококачественные широкополосные и двухполосные системы.

Монтаж и размещение – 50 % результата

Монтаж

Особенно важен монтаж для бескорпусного типа, так как от его особенностей будет зависеть всё, кроме характеристик самих излучателей. В случае с модульными АС, достаточно простейших рекомендаций производителя.

Основные принципы монтажа бескорпусных встраиваемых АС:

  • целостность панели (панель не должна иметь разрывов, отверстий, трещин, стыков вокруг установленного излучателя на расстоянии 2-х его диаметров;
  • материал панели должен соответствовать рекомендациям производителей АС (как правило, это древесина, (ДВП) МДФ, фанера, ДСП, реже гипсокартон, толщиной не менее 10 мм);
  • полость за тыльной частью излучателей должна быть не менее рекомендованной в инструкции по монтажу.

Следует также понимать, что у каждого производителя есть собственные спецификации по размещению и монтажу встраиваемой акустики, которые подробно отражены в документации продукта. Инструкцию к приобретенной модели необходимо обязательно предоставить проектирующему дизайнеру и мастерам, которые будут осуществлять монтаж.

Размещение

При использовании многополосных (5.1, 7.1,) систем объемного звука для домашних кинотеатров, большое значение имеет размещение динамиков. Специалисты рекомендуют строго придерживаться тех схем размещения, которые указаны производителем.

Для 5.1 и 7.1 систем стандартными являются приведённые ниже схемы.

Так или иначе, при размещении встраиваемой акустики всегда следует помнить о том, где находится слушатель и как им будет восприниматься стереопанорама. Кроме того, замечено, что при потолочном размещении зона корректного восприятия стереоэффекта существенно увеличивается.

рис. 1 — стереоэффект при стандартном расположении, рис. 2 и 3 при потолочном угловом расположении

(Психоакустическими исследованиями установлено, что человек плохо определяет локализацию источников по высоте, при этом подъём источников вверх существенно расширяет зону стереоэффекта). Если положение слушателя будет регулярно меняться, имеет смысл использовать потолочное или угловое размещение.

АС амфибии и кухонные системы

Для многих оборудование встраиваемых АС актуально в местах с сравнительно агрессивным климатом (высокой влажность, температурой) и сравнительно стеснёнными условиями. Словом, там, где сложно и небезопасно размещать систему стандартного типа, например, в ванной комнате или на кухне. Для таких целей многие производители выпускают специальные продукты. Устойчивая к влажности акустика может размещаться в стенах и на потолке в ванной комнате, кухне, а при необходимости, в сыром подвале. Зачастую стоимость таких АС является достаточно высокой, что в свою очередь отпугивает многих покупателей.

Необходимо отметить, что для ванных комнат с классической плиточной облицовкой сложно рассчитать наиболее оптимальное акустическое размещение в связи с крайне низкой поглощающей способностью керамической плитки и большим количеством отражений. Кроме того, для людей, предпочитающих слушать Вагнера в дУше, эксперты рекомендуют акустику с высоким давлением, так как душ создает уровень шума до 85 -90 Дб.

Для кухонных АС требования ниже, чем для ванных комнат и для таких систем не редко используются стандартные варианты. Обилие кухонной мебели позволяет удобно разместить акустику непосредственно в ней, при соблюдении условий монтажа. В случае, если по каким-то причинам кухонная АС должна находиться в непосредственной близости от источников влаги, следует применять влагостойкие динамики.

Источник